09.11.2017

Что берёт с собой на яхту шкипер


Я был уверен в том, что содержимое моего капитанского бокса – это просто материальное свидетельство моей болезненной страсти избежать неприятных неудобств во время чартера. Ведь у каждого своё понимание удобств-неудобств и своя трактовка известной фразы «запас плечей не тянет». В самом деле: каждый капитан сам для себя решает, что ему нужно взять с собой, кроме капитанских лицензий и лог-бука.

Поэтому, пополняя свой «капитанский сундук» или, наоборот, избавляясь в нём от чего-то, я считал, что это моё личное дело. Пока однажды мой хороший товарищ, увидев содержимое бокса, не поинтересовался: «И на фига тебе всё это?!». А после моих объяснялок обвинил меня в эгоизме и нежелании поделиться опытом с другими шкиперами. Мои аргументы (см. первый абзац) были решительно отвергнуты. «Я не говорю про капитанов, у которых миль за плечами больше, чем блох у портового кобеля! Ты себя вспомни, когда ты начинал. Тебе, тогдашнему такая инфа была бы не нужна?!».

В общем, я был застыжен и сел писать этот пост. К чему всё это предисловие? К тому, что людям, имеющим богатый опыт, а тем более – владельцам своих яхт, можно закрывать статью и переходить на более интересные для них страницы. А с теми же, кому любопытно, я готов поделиться своими фобиями и послужившими основой для формирования моего капитанского бокса. С каждым пунктом нижеприведённого списка связана маленькая история, поэтому, как честный пациент на приёме у психиатра, я их тоже озвучу.

1. Собственно бокс


Для хранения и перевозки всякой всячины хорошо подходят пластиковые контейнеры с герметично закрывающейся крышкой.

В таких контейнерах (разных размеров) у меня хранится не только нужная мне мелочёвка, о которой пойдёт речь ниже, но и, например аптечка, а также две переносные радиостанции с зарядным «стаканом» и адаптером. Контейнер размещается в багажной сумке, а по возвращении домой – на специальной полке в шкафу с яхтенным снаряжением.

На яхте часть содержимого капитанского бокса вынимается и занимает свои привычные места (нож-мультитул подвешивается на поручни трапа в кают-компанию, удлинитель – в штурманский стол и т.д.). А сам бокс со снятой крышкой размещается на одной из полок в районе штурманского стола, надёжно зафиксированный так, чтобы исключить его падение на палубу.

2.Автомобильный инвертор 100-500 вт

Не все яхты оборудованы штатными инверторами или автономными генераторами, и в этом случае можно получить 220в только на стоянках, где есть возможность подключиться к береговому электричеству. Выручает компактный автомобильный инвертор с выходной мощностью от 100 до 500 вт. Больше нельзя: можно сильно посадить нагрузкой судовые сервисные аккумуляторы. Я использовал инверторы от 150 до 300 вт.

Нужно понимать, что подключать к инвертору девайсы мощностью более 70% от заявленной на инверторе неразумно: прибор может не выдержать и сгореть. Т.е. к инвертору на 300 вт нельзя подключать нагрузку больше, чем 210 вт.

Как правило, инверторы до 300 вт имеют штекер под гнездо прикуривателя, более мощные – комплектуются специальными зажимами для подсоединения к аккумулятору.

Автоинверторы бывают с «чистым синусом» и с «искусственным синусом». Первые стоят существенно дороже. Я всю свою яхтенную жизнь пользовался вторыми. В чём разница объяснять не буду: это не тема статьи, а гугл никто не отменял.

3. Переходник под USB в гнездо прикуривателя


Сейчас куча приборов и устройств заряжается через USB-разъём. Кстати, появились даже носимые радиостанции с зарядкой через такой разъём (например, Standard Horizon HX-300). Поэтому переходник под USB в гнездо прикуривателя вещь очень необходимая и главное – компактная.

Существуют различные модификации таких приспособлений: от одинарных переходников, а также двойников и тройников на разный ампераж (например, для зарядки i-phone и i-pad) до разветвителей самого гнезда прикуривателя. 

На просторах инета вы сможете найти себе тот, который вам по душе. У меня переходник типа "эгоист": одинарный с двумя USB-разъёмами (под ай-фон и ай-пад). Но в планах купить тройничок такой, как справа на картинке.

4. Удлинитель (1м) с тройником

Даже, когда есть береговое электричество, штатных розеток на яхте может не хватить под то количество устройств (!), которое экипажу просто необходимо зарядить. Что же говорить про то, когда единственным источником 220в на борту будет только ваш инвертор.

Обычно инверторы от 150 вт имеют пару розеток на выходе. Но. За время перехода у вас разрядилась батарея вашего мобильного навигатора, подсели носимые рации, неплохо бы было подзарядить телефон и фотоаппарат, а экипаж тоже желает и уже устремил на капитана полные надежд взоры…

Список может быть дополнен, но и так понятно, что неплохо иметь с собой хотя бы небольшой удлинитель (длина шнура примерно 1м, количество розеток 3-4 шт.). Он пригодится и в случае мелкого механического ремонта, когда пришедшему механику, забывшему удлинитель нужно что-то просверлить, а вам нужно выйти уже час назад и время дорого, как у нас случалось пару раз в Италии и Греции.

5. Фонарики светодиодные

Много раз приходилось вставать «по-средиземноморски» в бухте глубокой ночью в полной темноте. Человек, выходящий с «тузика» на берег и пытающийся завести швартов в таких условиях без налобного фонаря, достоин сочувствия. А что говорить про аналогичную ночную ситуацию, но уже с выходом, когда нужно убежать от надвигающейся непогоды…

Такой фонарь незаменим не только на берегу, но и во время производства каких-либо работ на лодке в условиях плохого освещения и когда нужно держать свободными обе руки. Налобный фонарь нужен не часто, но, когда он нужен, то без него приходится туго. Места в коробке он занимает немного, а количество нервных клеток, которые вы сбережёте с его помощью – неисчислимо.

В комплекте лучше всего иметь два светодиодных фонарика: один налобный, а второй маленький ручной, но оборудованный магнитом или крючком (а лучше и тем и другим). Размером он не больше двух зажигалок. Иногда приходится работать в тесном пространстве между корпусом и внутренней облицовкой яхты. Помощник не всегда может подсветить вам рабочее пространство (мало места, невозможно подлезть), а вот подвесить или примагнитить за металлический кронштейн такую «лампаду» очень удобно. Опять же обе руки свободны для работы.

6. Ремонтные муфты (соединители) и коннекторы для водяного шланга

Несколько раз из-за моей невнимательности или невнимательности экипажа мы отсоединяли шланг от береговой точки заправки водой, просто отключив адаптер, забывая при этом отвинтить штуцер коннектора (1). Спохватывались тогда, когда нужно было в следующий раз «подключить воду с берега».

Вторая засада с этими штуцерами заключается в том, что не все береговые water points располагают кранами с соединением на ½’. Достаточно часто бывают краны на ¾’. Поэтому теперь я вожу с собой универсальный коннектор (2) с гайкой-переходником. Внутренний резьбовой диаметр гайки соответствует соединению на ½’, а если эту гайку выкрутить, то у вас остаётся штуцер с резьбой под диаметр ¾’. Исключительно удобно.

Кроме того, столкнувшись с ещё одной проблемой, я добавил к этому универсальному коннектору ещё и соединительную муфту. В чём была проблема? Да, просто, найдя наконец место в плотном ряду стоявших у причальной стенки яхт, мы обнаружили, что ни одна колонка с водой из близлежащих не работает. А до тех, что работали, нам не хватало длины шланга. Можно было попросить у соседей (что мы и сделали), но соединить шланги было нечем, а в магазинах по закону подлости в одном случае не было муфт, а в другом был просто выходной. Шланги мы, конечно, соединили (и не такое соединяли), но, чтобы избежать лишних хлопот, я теперь вожу с собой ещё и соединитель. Сначала взял обычный штуцерный (3), но он требует либо адаптеров на концах шланга, либо обтягивающих хомутов, поэтому теперь у меня соединитель муфтовый (4).

7. Мини-вантуз

За всё время, пока я беру яхты в чартер, можно на пальцах одной руки пересчитать, когда на лодках был такой примитивный, но часто незаменимый прибор, как вантуз. Рано или поздно любой капитан сталкивается с проблемой засорённого стока в мойке или в душевой. Без вантуза эту проблему решать хлопотно.

В очередной раз замумукавшись выпрашивать у представителя чартерной компании plumbing plunger, я решил купить минивантуз и возить его с собой. Но всё было не так просто. Самый микро- нано- вантуз или занимал много места или не годился, как вантуз.

Тут, на моё капитанское счастье подвернулись стекольщики, которые поднимали листы стекла. Резиновая присоска, которой они это делали, наполнила сердце надеждой, а моё сантехническое бытие на яхте – радужными перспективами. Я выпросил (за долю малую!) у мужиков одну резинку и до сих пор ни разу не пожалел об этом. Это маленькое цельнорезиновое изделие ликвидировало засоры на акваториях Турции и Греции, пробивало «мёртвые» пробки в трубах чартерных лодок Хорватии и Испании. С громким чавканьем и одинаковым успехом оно вытаскивало на божий свет из фановой системы и продовольственные отходы и клубки волос, покинувших головы в душевой. У меня с его появлением значительно выросла уверенность в завтрашнем дне без засора.

8. Нож мультитул
Даже не буду рассказывать, для какой надобности полезно иметь такой ножик на яхте. Скажу только, что, как только я захожу на борт, ножик в чехле подвешивается за специально обученную петельку на поручень трапа в кают-компанию. Впрочем, я это уже говорил, когда рассказывал про пластиковый бокс.

Конечно, на яхте есть весь необходимый инструмент. Но всякий раз лезть под банку, доставать ящик или раскручивать мягкий чехол для того чтобы сделать какую-то мелкую ремонтную работу (хоть бы и подкрутить шуруп), зачем? Просто – снял с поручня, открыл нужный элемент, сделал и обратно в чехол воткнул.

Мне, во всяком случае, удобнее возиться с привычным мультитулом. И, кстати, про шурупы. Несколько раз, занимаясь мелким ремонтом (крышка стола в кокпите, облицовочная панель потолка, приборная панель, дверки шкафчиков), столкнулся с тем, что на борту не было ни одного шурупа. Несколько штук разного диаметра и длины теперь тоже лежат в боксе.

9. Кабельные (монтажные) хомуты
На лодках у приличных чартерных компаний якорная цепь всегда промаркирована. За неприличные чартерные компании эту работу приходится выполнять самостоятельно. Или объяснять человеку, которого ставишь «на якорь», что длину можно отсчитывать по «мисиссипям»: мисиссипи раз-мисиссипи два-мисиссипи три… Но, во-первых, иногда эти «мисиссипи» сбивают бакового и он путается в показаниях, а во-вторых, не всегда скорость отдачи якорной цепи соответствует этой мантре.

Предположим, вам нужно быстро отдать якорь, сняв со стопора вал якорной лебёдки. Цепь с грохотом летит в воду с бешенной скоростью. Как посчитать, сколько метров цепи уже ушло? А если цепь отдаётся лебёдкой с маленьким передаточным числом и вал вращается еле-еле? А вам нужно точно знать сколько цепи ушло. Потому как хорошо, если её ушло больше, чем надо, а если – меньше? А если баковый ступил или вы забыли его предупредить, и цепь, дойдя до жвака-галса, ушла в воду уже вместе с ним?

Короче, я предпочитаю разметить немаркированную цепь. Это снимает многие вопросы и не даёт плодиться лишним сущностям.

Для этого очень подходят разноцветные пластиковые кабельные хомуты. Их хватает максимум на месяц-два, но вам-то нужно всего на неделю ;)

Выхо́дите на достаточную глубину при спокойном море, останавливаете лодку, спускаете якорь в глубину и одновременно размечаете цепь через 10 м, соотносясь с расстоянием от брашпиля до крайнего ролика носового роульса. Лучше цеплять за звенья цепи не один хомут, а хотя бы пару. Цвета и очередность этих цветов выбирайте сами. Я предпочитаю начинать с жёлтого. Он яркий и хорошо виден даже в темноте, а, как правило, для вас очень важно знать именно эту отметку (лёг якорь на дно, не лёг?). По этой же причине жёлтым делаю и крайнюю отметку (при оставшейся цепи в ящике не менее 3м. Для бакового это сигнал: цепь кончилась, нужно останавливать отдачу якоря.

Некоторые берут с собой ещё малярный скотч и маркеры (по цветам хомутов), чтобы сделать наклейки на крышке якорного ящика и пометить маркерами какой длине цепи какой цвет хомутов соответствует. Мне кажется, это перебор, даже при моём фанатизме. Но, на вкус и цвет…

10. Дорожный набор


Дорожный набор для шитья лучше купить в готовом футляре и укомплектовать его по своему усмотрению.

Нитки я сразу меняю на синтетические, негниющие (чёрные, белые, серые и красные).

Английских булавок кладу 4 шт. разных размеров.

Иголок – 3шт.+ 1 большая, толстая с широким ушком.

Рассказывать, для чего такой набор нужен всё равно, что писать инструкцию по использованию туалетной бумаги. Сами всё знаете.

11. Кроме всего вышеперечисленного в боксе ещё лежат:

- изолента ПВХ

- медицинский пластырь в рулоне (узкий, для маркировки названий снастей на ручках стопоров)

- S-образные крючки для сумок (2 шт.). Очень удобно подвешивать что-либо, например, светильник на штангу бимини.

- моток тонкой верёвки (2м) для штертов

- по паре карабинов больших и малых

- серьги с вертлюгом для крепления фалов (1 большая и 1 поменьше)

- клей универсальный быстросхватывающийся (2 крохотных тюбика)

- пластырь для ремонта парусов

- маркированный шнур для лота

- несколько больших канцелярских скрепок из толстой проволоки (из них получаются хорошие крючки-подвесы)

Всё. Вроде ничего не забыл, всё перебрал. Если кому-то это пригодится и поможет, буду очень рад. А ваши слова благодарности (если они у вас будут) адресуйте моему товарищу и его пинкам, которыми он заставил написать меня этот пост :)

Всем удачи в море и на суше!
loodsmen.ru