УКВ радиооборудование является для яхтсменов основным средством коммуникации на воде. Оно может эффективно использоваться как для связи в море между судами, так и между судами, и береговыми станциями. УКВ радиостанция остается, одним из самых важных видов спасательного оборудования.
Ультракороткие волны (УКВ) — это диапазон частот, в котором работает коротковолновый приёмопередатчик. Диапазон позволяет осуществлять радиовещание с очень хорошим качеством.
Дальность действия УКВ не столь велика, но покрытие достаточно большое из-за множества береговых станций, большого количества торговых судов и яхт.
Ультракороткие волны (УКВ) — это диапазон частот, в котором работает коротковолновый приёмопередатчик. Диапазон позволяет осуществлять радиовещание с очень хорошим качеством.
Дальность действия УКВ не столь велика, но покрытие достаточно большое из-за множества береговых станций, большого количества торговых судов и яхт.
Преимуществами УКВ радиостанции являются: относительно дешёвый радиопередатчик и антенна, а также лёгкость в использовании.
УКВ радиостанции не потребляют много электроэнергии и могут быть использованы как переносные станции с перезарядными аккумуляторными батареями.
УКВ радиостанции не потребляют много электроэнергии и могут быть использованы как переносные станции с перезарядными аккумуляторными батареями.
Радиосвязь всегда являлась важнейшим средством для обеспечения безопасности в мореплавании. Радиостанция на ультра коротких волнах (УКВ) компактная и легкая, и при плавании в прибрежных водах ее необходимо иметь на борту.
Но если вы решите отойти от берега намного дальше, то в состав оборудования вашего судна должны входить: радиостанция ПВ/КВ (промежуточные/короткие волны), спутниковая связь, АРБ (аварийный радиобуй), РЛО (радиолокационный ответчик).
Все пассажирские суда и суда валовой вместимостью более 300 регистровых тонн должны иметь на своем борту специальное радиооборудование ГМССБ (Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии, англ. Global Maritime Distress & Safety System, GMDSS).
Вы должны знать, что радиосвязь на судне преследует несколько важных целей, самой основной из них, конечно же, является безопасность мореплавания, а так же связь, относящаяся к маневрированию судов, такие как, «судно-берег», и «судно-судно».
Частоты
УКВ приёмопередатчики, предназначенные для морского использования, работают в диапазоне между 156МГц и 174МГц в зоне прямой радиовидимости. В этом диапазоне находится 57 частот, назначение и цель использования каждой из них определено Международными правилами.
Для того, то бы легче запомнить, каждой частоте присвоен двухзначный номер, называемый «канал» (Channel). Например, частота 156,8 МГц является международной частотой бедствия и вызова в морской подвижной службе — «16 канал» (Channel 16).
Несмотря на то, что существуют всего 57 международных каналов, они не пронумерованы от 01 до 57. Нумерация каналов начинается с 1 канала, а заканчивается 88, при этом между 29 и 59 цифрами нет каналов и каждый канал предназначен для определённой цели.
Распределение УКВ каналов
У каждого радиоканала свое назначение: международный канал для связи в случае бедствия, безопасности и канал вызова - это канал 16. Также для является основным каналом для связи судно-судно. Для связи судно с портом используют 12 и14, связь судна с береговой радиостанцией используют с 24 по 28. Цифровой избирательный вызов при бедствии, т.е. автоматическая подача сигнала бедствия канал 70, береговая охрана США канал 22А. Буква «А» означает канал США, не международный.
Помните, что морская УКВ радиостанция ОБЯЗАНА быть оборудована каналами 16 и 06. Список каналов, используемыми всеми станциями приведён в Admiralty Lists of Radio Signals, Vol. 1 (ALRS Vol. 1), Reeds Nautical Almanac, или в Channel Assignment Charts.
Распределение Международных каналов по приоритету, которые могут быть использованы для различных служб:
Судно — Береговая станция: 26, 27, 25, 24, 23, 28, 04, 01, 03, 02, 07, 05, 84, 87, 86, 83, 85 Каналы для связи Судно — Береговая станция используются, соответственно, на судне для общения со станциями, которые находятся на берегу.
Береговые станции, как правило, располагаются вдоль берега и таким образом, чтобы контролировать связь и передавать регулярные сообщения, например, такие как прогнозы погоды, навигационные и штормовые предупреждения и т.д. и т.п. А так же береговые станции обеспечивают телефонную связь судов и яхт с абонентами на берегу. И, конечно же, станции, которые на берегу постоянно несут радиовахту на 16 и других рабочих каналах.
Судно — Порт: 12,14,11, 09, 68, 71. Каналы, предназначенные для связи судна с портом, а так же используются, например, при получении разрешения на вход в порт либо заказе лоцмана.
Судно — Судно: 06, 08, 72, 77, 10, 13, 09, 73, 69,15,17. Является основным каналом, предназначенным для связи между судами.
Канал 13
Канал используется для связи между судами, касающейся безопасности судовождения. Международные правила обязывают все коммерческие суда, если они находятся в прибрежных водах, иметь у себя на борту отдельную УКВ радиостанцию, которая в обязательном порядке настроена на 13 канал. А все суда больше 20 метров (65 футов) обязаны нести радиовахту на 13 канале, если они находятся в территориальных водах США.
Канал 16
Выше мы уже неоднократно говорили о канале 16, который, как вы уже поняли, предназначен для связи в случае Бедствия, Срочности и Безопасности. Теперь расскажем о нем отдельно. 16 канал можно использовать также и для первоначального вызова. При этом любая радиостанция, с которой вам необходимо связаться, обязательно услышит вас, потому что на 16 канале все радиостанции просто обязаны нести радиовахту, и он всегда должен быть свободен.
Как только связь с нужной радиостанцией налажена, вам необходимо перейти на соответствующий рабочий канал и продолжить там свой разговор. 16 каналом необходимо если и пользоваться, то кратковременно, он предназначен для других целей. Максимальное время, за которое разрешается использовать 16 канала составляет от 16 до 60 секунд, конечно же, за исключением связи в случае Бедствия, Срочности и Безопасности. Но лучше всего, все-таки, вызывать нужную вам станцию на согласованном рабочем канале, чтобы не использовать 16.
Кстати, яхтам и небольшим лодкам не обязательно нести постоянную радиовахту на 16 канале, но желательно это делать, хотя бы потому, чтобы быть в курсе навигационной обстановки в том районе где находится ваше судно и, на всякий случай, слышать вызывающие станции.
Существует 57 Международных каналов. У каждого предназначение свое. Нет необходимости знать для чего предназначен каждый, но некоторые вы знать должны. Обязательно запомните, что каждая УКВ радиостанция имеет 16 и 06 каналы, а так же при необходимости 13 канал.
Каналы прогноза погоды (Weather Channels)
В США каналы WXi — WX8 зарезервированы Национальной администрацией океанографии и атмосферы для того, что бы передавать прогноз погоды. Зоны покрытия каналов разбиты по географическому принципу, чтобы исключить наложение одного канала на другой.
Канал 22 A (Channel 22А)
Канал 22А используется Береговой охраной США (U.S. Coast Guard), только для связи с коммерческими и рыболовными судами, а так же яхтами.
Цифровой избирательный вызов (ЦИВ) на канале 70 канале (Digital Selective Calling (DSC) on Channel 70)
Глобальная Морская Система Связи при Бедствии (ГМССБ) ‘Global Maritime Distress and Safety System’ (GMDSS) – система координации связи по поиску, спасанию и обеспечению безопасности судоходства. Была разработана и применена в 1992 году для всех Договаривающихся правительств.
В ГМССБ есть условие, по которому все УКВ радиостанции обязаны иметь ЦИВ — систему цифрового избирательного вызова, позволяющую радиооператору посылать сигнал бедствия в автоматическом цифровом режиме. Сигнал мгновенно будет принят береговой станцией и судами, несущими автоматическую радиовахту на 70 канале.
Канал 70 не может быть использоваться для голосовой связи, потому что зарезервирован для цифрового избирательного вызова (ЦИВ). Прием вызова ЦИВ на приемном конце сопровождается отображением соотвествующей информации на дисплее контроллера и включением звуковой сигнализации. Применять 70 канал для голосовой связи – бессмысленно, потому что этот канал использует цифровые коды.
Запомните! Перед началом передачи, послушайте и убедитесь, что канал не используется другими станциями. Максимально разрешённое время для проверки радиооборудования — 10 сек.
Погода по УКВ
Для начала надо запомнить, что в большинстве стран принята стандартная структура передачи прогноза погоды:
- Вступление. Кто передает, для кого и т.д.
- Предупреждения. Информация об опасностях, если таковые имеются. Например, штормовые предупреждения
- Генеральный (общий) прогноз на весь регион. Области высокого и низкого давления, их перемещение и т.п.
- Подробный прогноз по отдельным областям на 24 часа.
- Вступление. Кто передает, для кого и т.д.
- Предупреждения. Информация об опасностях, если таковые имеются. Например, штормовые предупреждения
- Генеральный (общий) прогноз на весь регион. Области высокого и низкого давления, их перемещение и т.п.
- Подробный прогноз по отдельным областям на 24 часа.
Чтобы информация легче воспринималась на слух, необходимо запомнить основные характеристики погодных явлений, которые обычно включаются в прогноз.
Ветер
Соотношение силы и скорости ветра, состояние поверхности моря и оценка в баллах по различным системам. Обратите внимание, что баллы, характеризующие силу ветра и состояние моря – это не одно и то же, более того, они не совпадают. Многие метеослужбы сообщают силу и скорость ветра в цифрах, а, допустим, у англичан вы можете встретить такие определения штормовых ветров:
gale – 8 баллов по шкале Бофорта (34 – 40 узлов). Узлы – knot(s). Обозначение – kn.
severe gale – F 9 (более 9), 41-47 kn.
storm – F10, 48 – 55 kn.
veering – ветер заходит по часовой стрелке
backing – против часовой
increasing – усиление
decreasing – ослабление
Состояние моря
calm – спокойное
light – 1-3 балла
moderate – умеренное (4)
fresh – свежий ветер (5)
strong – 6-7 баллов
gale — 8 баллов
Осадки
precipitation – осадки
rain – дождь
showers – ливень
thunderstorm – гроза
drizzle – морось
snow — снег
Видимость
visibility – видимость
good – хорошая (более 5 миль)
moderate – средняя (2 – 5 миль)
poor – слабая (от 1000 м до 2 миль)
mist / haze – дымка (от 1000 м до 2000 м)
fog — туман (менее 1000 м)
Другое
imminent – менее 6 часов
soon – 6 – 12 часов
later – после 12 часов
occasionally – местами (иногда)
dying out – сходящий на нет, заканчивающийся
После запоминания специальных терминов нужно научиться воспринимать сообщения о погоде на слух, а также уметь разбираться в напечатанных сводках погоды, которые можно получить в любой марине на доске информации или у капитана порта. Прогнозы погоды можно найти и на ряде сайтов интернете, например, английская вещательная корпорация БиБиСи передает их и в голосовом, и в текстовом виде.
Существует приблизительный способ быстрого перевода узлов в шкалу Бофорта:
Например, по сводке погоды нам сообщили, что сила ветра в нужном нам районе не превышает 18 узлов. Находим ближайшее число, кратное пяти = 20, Делим на 5 = 4, Прибавляем 1 = 5. Таким образом, 18 узлов ~ 5 баллов.