26.11.2020

Лучшие часы для яхтсмена

В какой-то момент искусная работа маркетологов может заставить поверить в рекламу, гласящую, что настоящие часы для яхтинга непременно должны быть каким-то особенным прибором, этаким эксклюзивом в часовом мире, стоимость которого исчисляется тысячами долларов или евро.

Более того, они почему-то должны быть только механическими (однако для самых дорогих швейцарских марок возможен вариант использования «неблагородного» кварца. В виде исключения, видимо).

Нет сомнений в том, что почти все топовые хронометры можно возвести в ранг искусства. Подобные дорогущие игрушки покупают эксперты-коллекционеры и люди, всецело влюбленные в ювелирные механизмы и их историю. Конечно же, среди шкиперов тоже найдется немало ценителей наручных часов.

Я прекрасно их понимаю, поскольку невозможно относиться без уважения к хорошим​​ автоматическим часам, особенно, к имеющим историю. И автономный механизм из металла приятней очередного куска пластика с батарейкой. Однако сегодня механические часы – это скорее украшение, которое по-совместительству может показывать время. Иногда более-менее точное.

Безусловно, человек выгодно выделяется на фоне других углеродных форм жизни именно возможностью выйти за рамки рациональности и логики, создавая что-либо гармоничное, красивое и сложное. И наслаждаясь этим. Механические часы сегодня ушли в категорию ювелиров. Они подобны живописи и на роль инструмента не претендуют со второй половины двадцатого века.

Некоторые владельцы яхт (как правило, моторных) используют дорогую механику как элемент престижа и статуса. Их яхта могла быть приобретена тоже с этой целью. Именно на этот сегмент покупателей в основном ориентированы все производители luxury-товаров, включая, конечно же, механические часы по заоблачным ценам.

И, как мы сами можем наблюдать, маркетинг, в основе которого швейцарцы, во избежание кризиса (после появления доступного кварца), заложили привилегированность и элитарность, прекрасно работает и по сей день, независимо от материального уровня потенциального покупателя. Вплоть до того, что многие владельцы уникальных механических шедевров даже не смогут толком объяснить разницу в принципах работы между пружиной и кварцевым резонатором.

И хотя желание выделиться и выставить напоказ свое благосостояние до сих пор присутствует у многих богатых (и, как ни парадоксально, бедных) людей, на деле же абсолютное большинство яхтсменов прекрасно понимают, насколько непрактичными, неуклюжими и ненадежными становятся любые дорогие механические часы на фоне самой дешевой модели кварцевых Casio.

Да что там Касио, почти любая китайская электроника заткнет за пояс всякую механическую Швейцарию. И чем сложнее механизм, тем больший приоритет окажется у кварца, когда дело дойдет до действительно сложных условий эксплуатации.

Неоднократно приходилось наблюдать, как любители элитной механики на борту особое внимание уделяли тому, чтобы ненароком не поцарапать или не ударить о леерную стойку свои Patek Philippe или Ulysse Nardin, стоимость которых порой сопоставима с яхтой, на которой они находятся. В то время как за тысячу рублей можно купить часы, словно созданные для работы в тяжелых морских условиях.

ЯХТЕННЫЙ СТИЛЬ

Словосочетание «часы яхтсмена» – это такой термин, позволяющий продать товар в пятьдесят раз дороже его реальной стоимости. То есть если механическое чудо из Швейцарии имеет себестоимость в тысячу евро, то для того, чтобы продать его за пятьдесят тысяч, необходимо добавить на безель несколько дополнительных рисок, написать где-нибудь на циферблате слово Regatta и смело обозвать все это «часами яхтсмена». И это работает.

Теперь вместе с мировым именем производителя вы покупаете принадлежность товара к сайлингу. Сам механизм вы покупаете уже в последнюю очередь. Но это не все. В дальнейшем от вас ожидается регулярное предоставление своих часов на техобслуживание по соответствующим уровню престижа ценам.

В этих часах приятно сходить в бар яхт-клуба, поиграть аккуратно в гольф и даже отправиться в круиз на своей моторной красавице. Да что там говорить, на некоторые подобные хронометры просто приятно смотреть. Но их совершенно не украшают царапины и потертости, поэтому следить за внешним видом становится необходимостью.

Однако все меняется, когда речь заходит о настоящей жизни и работе в море, а на первый план выходят живучесть, легкость и удобство прибора по разумной цене, о замене которого, в случае необходимости, не придется сильно переживать. Именно поэтому 80% тех яхтсменов, которые ходят в море и вообще носят часы, вы, скорее всего, увидите с аналоговым или цифровым кварцем.

КИНЕТИК, СПРИНГ-ДРАЙВ И ЭКО-ДРАЙВ

Существуют альтернативные технологии учета времени, среди них довольно популярны часы Seiko Kinetic. Будучи гибридом, они, подобно автоматам, имеют маховик, который воздействует не на пружину, а на генератор, который, в свою очередь, подзаряжает конденсатор. Генерирует импульс в итоге, конечно же, кварцевый резонатор.

Современные модели Кинетиков имеют аккумулятор вместо конденсатора и умеют засыпать, сохраняя точное время, если ими перестать пользоваться. Тем самым решается проблема, свойственная классической механике с автоподзаводом, когда часы просто встают, если не носить их больше суток.

Люди активно стали реагировать на технологии, не загрязняющие планету старыми батарейками. Однако аккумулятор, конечно же, тоже не вечен и стареет, независимо от нагрузки. Так что на «зеленые» часы они тоже не могут претендовать.

Кинетик – это интересно, но дорого для часов, по которым в любой момент может ударить гиком грота. А маховик с генератором являются усложнением конструкции и добавляют ряд узлов, которые могут выйти из строя.


Другая альтернатива у Сейко называется Spring Drive. Этот гибрид имеет все компоненты механических часов, за исключением системы спуска, которым управляет не спираль баланса, а электромагнитный тормоз.

В этом и состоит существенный выигрыш, ведь таким образом из системы исключен самый хрупкий узел и нет химических элементов питания – вся энергия, необходимая для работы контроллера и электромагнитов вырабатывается как в динамомашине. Здесь тоже не обошлось без кварцевого резонатора, используемого в качестве эталона колебаний, на который ориентируется управляющая микросхема.

Спринг Драйв часто называют лучшим из обоих миров – механики и кварца. Но далеко не все с этим согласны, поскольку преимущества нивелированы существенными недостатками. В первую очередь, это запас хода, который ограничен всего тремя днями. Во-вторых, это, все-таки, по большей части механика, которую производитель рекомендует обслуживать каждые 3-4 года, что даже чаще, чем для классических автоматов.

Солнечная технология, как мне видится, гораздо более привлекательна. Наиболее известные и проверенные линейки часов с солнечными элементами существуют у Casio и у Citizen. У Ситизен она носит название Eco-Drive. Это очень надежно, а часы получаются намного легче. По заверению Ситизен, их часам с технологией Эко-драйв никогда не потребуется замена батареи, потому что через 20 лет она сохранит 80% ёмкости.

ПАРУСНЫЙ СПОРТ

К часам для яхтсмена, который регулярно участвует в регатах, предъявляется всего три основных требования: защита от воды, яхт-таймер и удобство чтения информации.

Что такое яхт-таймер? Это всего лишь таймер обратного отсчета, который может быть установлен на заданный интервал (обычно это 5 или 10 минут) до старта. В связи с тем, что парусные лодки – это не автомобили, которые послушно стоят на месте в ожидании отмашки флага или светофора, им приходится непрерывно лавировать, рассчитывая время и свою траекторию таким образом, чтобы пересечь стартовую линию вовремя, но без фальстарта.

Между первым сигналом (выстрелом), промежуточными сигналами и стартом как раз и работает таймер обратного отсчета или, попросту говоря, хронограф. Фактически подойдут любые спортивные часы – в большинстве из них функция таймера присутствует.

Но настоящий яхт-таймер умеет синхронизироваться с эталоном и издавать промежуточные (ежеминутные) сигналы, а последние десять секунд озвучивать посекундно, поскольку в момент подхода к стартовой линии смотреть на экран часов зачастую просто некогда. А после старта сразу же запускается секундомер.

Производители механики, разумеется, в своих морских сериях хронометров размещают и хронограф. Правда, в большинстве случаев это всего лишь риски на безеле, диапазон которых адаптирован с дайверской версии на яхтенную. Но бывают и более сложные варианты.

Механические часы, созданные для моря, могут быть действительно надежным инструментом, но на практике оказывается, что многофункциональные автоматические механизмы тяжелы, непрактичны и даже порой небезопасны в парусном спорте. Профессиональные спортсмены такие часы носят только на берегу или же по спонсорскому договору.

По некоторой иронии, абсолютное большинство владельцев таких часов, как например, Rolex Yacht-Master II, никогда не будут использовать в них яхтенный хронограф. Наилучшим образом их характеризует видео обзор, в котором автор одет в псевдо капитанскую фуражку и стильный ретро-наряд любителя моря, но никогда не покидавший причала.

В действительности, несмотря на несомненное совершенство часового механизма, приятное сочетание цветов и применение благородных материалов, тематические надписи огромными буквами выглядят грубо и вызывающе, как на дешевой китайской подделке.

Существуют настоящие часы для парусного спорта, стоимость которых начинается не от $10 000, а всего от сотни. Например, наверняка известный вам производитель морской экипировки Gill предлагает несколько удобных моделей. Еще больше вариантов можно найти у Ronstan в линейке ClearStart. Конечно, ни о какой механике речь не идет.


Касио делает много моделей с яхт-таймером, но читабельность данных и громкость сигналов устраивает не каждого спортсмена. Зато у японцев рекордная длительность жизни батарей, отличная водозащита и много полезных фишек.

Далеко не все озадачиваются покупкой специализированных часов для парусного спорта и самые экономные находят более простые решения.

Действительно, если вы гоняетесь по регатам не каждый день, а наручные часы просто не любите, то можно обычный таймер для варки яиц засунуть в гермо упаковку для смартфона или в пакетик с замком. Все это дело привязывается к мачте, бимсу или к банке.

У британского производителя Optimum Time есть солидные «будильники»,  которые созданы именно для крепления к мачте швербота. Спортсмены-любители периодически сообщают о неисправностях данных часов, но можно предположить, что это связано с их большой популярностью. По крайней мере, сервис у них, говорят, работает на пятерку.

Конечно, все подобные инструменты нужны лишь на швертботах и небольших спортивных парусниках, ведь на больших яхтах есть более удобные приборы.

РАБОЧИЕ НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ ЯХТСМЕНА

Несомненным лидером, судя по яхтенным форумам и физическим встречам на воде, являются вышеупомянутые Casio и Seiko, а так же Timex серии Ironman и Citizen (любители крупных корпусов и морского стиля особенно неравнодушны к дайверской серии Promaster Sea). Моряки носят абсолютно любые из этих часов и это не удивительно, если учесть количество производимых моделей, их живучесть и смешной ценник за водозащиту 100-200 метров.

Если подходить к вопросу основательно, то большинство часов Касио из серии Pro Trek с солнечной панелью решают все проблемы, поскольку имеют огромный набор функций, включая всевозможные таймеры, компасы, барометры и даже радиосинхронизацию раз в сутки с вышками, транслирующими сигналы точного времени.

Даже более простые варианты, стоимость которых начинается от €40, уже имеют графики приливов и фазы луны. Впрочем, точность и необходимость таких излишеств весьма спорна, ведь Луну видно и так, а приливы надо смотреть в специализированном альманахе для конкретного побережья, а не в часах.

ВОДОЗАЩИТА ЧАСОВ

Для нас с вами защита часов от воды – это не пустой звук, а важная необходимость. Наверняка вы знаете, что большинство производителей указывают степень защиты в метрах или барах, которая на самом деле не соответствует реальности. Точнее, реальному применению.

Все дело в том, что водостойкость часов тестируется по стандарту ISO 2281, который предусматривает нахождение корпуса под давлением в течении короткого времени в лабораторных условиях, где температура постоянна, а часы статичны.

То есть Water Resistant 50 метров (или 5 bar) совершенно не означает, что вы можете погружаться с часами на глубину до 50 метров. Фактически такой уровень водозащиты гарантированно позволяет вам лишь принимать душ или мокнуть под дождем.

Разница между статическим давлением в лаборатории и динамическим воздействием воды может быть существенной, поэтому возникает небольшая путаница. В дополнение ко всему большинство производителей запрещают нажимать кнопки под водой, если не указано обратное.

Когда же мы говорим о часах для рекреационного дайвинга, то на корпусе часов должен значиться минимальный показатель WR 200 m (или 20 bar) – это будет означать, что данная модель подходит для любительского погружения с аквалангом.

Это неоднозначные моменты, поскольку качество водозащиты зависит от производителя. Есть множество ныряльщиков, которые в течении длительного времени гуляют на хорошие глубины, не снимая свои дешевые электронные Таймексы для триатлона с WR 100 m, не испытывая при этом с ними никаких проблем.

В то же время Suunto, в отличие от всех производителей, имеет собственные стандарты. И если на корпусе часов значится водозащита 50 метров, то это значит, что вы на самом деле можете плавать в них на глубине до 50 метров.

DIVERS

Однако настоящие часы для scuba-дайва, которые так и называются – «дайверы» – сертифицируются по другому международному стандарту – ISO 6425. Они имеют маркировку Divers (чаще всего с указанием давления или глубины) и гарантируют герметичность при работе на фактических глубинах более 100 метров.

Производители механики в этом сегменте представляют одни из самых надежных своих моделей, которые все ценители часов буквально боготворят, даже не будучи дайверами. Это понятно, ведь такие защищенные механизмы действительно вызывают восхищение.

Это уже не какие-то там позолоченные безделушки, а серьезные инструменты, которые можно использовать по назначению. Даже противники механики уважают часы-дайверы от именитых брендов, таких, как Omega.

Тем не менее ни любители, ни профессионалы уже давно не используют часы в роли основного прибора. Их место заняли надежные компьютеры. В этом сегменте существуют свои лидеры, например, Suunto и Mares. Суунто специализируется на этом рынке очень давно, поэтому их компьютеры для погружения первыми приходят на ум, когда речь заходит об электронике для скуба-дайвинга.

Сегодня часы-дайверы в большинстве случаев являются не более чем модным трендом, или желанием их обладателя приобщиться к романтизированной и опасной профессии ныряльщиков, которые, впрочем, тоже могут их носить, как дань традиции. Не обошлось, конечно, без влияния британского киношного спецагента, которого бренды спонсируют с ног до головы.

Некоторые профессионалы технического дайвинга убеждены, что часы под водой все-таки нужны, как резервный инструмент на случай выхода из строя компьютера. Только роль запаски в этом случае чаще всего играют G-Shock или Seiko, а не Omega или Rolex. На сложных нырялках или технических работах компьютеры дублируются, а по одиночке не погружаются, поэтому обычные часы могут просто мешать.

SMARTWATCH

Умные часы – это на любителя. Хотя, если трезво смотреть на вещи, то ничего умного в них до сих пор нет.  В настоящее время малый срок работы их батарей добавляет возни с зарядками и необходимость контроля уровня АКБ. Большинство из них имеет слабую защищенность от воды.

Довольно спорным остается и вопрос о слишком большом количестве функций, которыми никто не пользуется, да и вообще о необходимости наличия в наручных часах операционной системы.

Уходя в море, мы стремимся уйти и от непрерывного информационного шума. Нужны ли на руке Wi-Fi, GPS, пульсометр, смс-оповещения, график сна и еще черт знает что, когда все нужные для путешествия данные выводит картплоттер? Большинство яхтсменов считает, что нет.

Продублировать основную систему можно надежным мобильным GPSMAP, который на всякий случай обычно лежит в штурманском столе или в сейфе (клетке Фарадея) c полным аккумулятором.

Но все же приверженцы технологий есть, они вполне довольны смарт-часами и активно используют их на яхте. Главным фаворитом можно смело назвать Garmin (по понятной причине), имеющего парочку специализированных часов для воды. Для совсем ленивых шкиперов Гармин может быть связан с бортовыми системами по своему родному коммуникационному протоколу NMEA, чтобы управлять разными функциями и автопилотом.

Резюме

Если вы давно и регулярно гоняетесь в регатах, то вряд ли вам нужен совет по выбору часов. А для работы на лодке выбирайте любые кварцевые часы с минимальным WR 100 метров. Если у вас хорошее зрение, то оптимально покупать модели Касио с 10-летней батарейкой или solar-версии.




Часы Casio W753 с яхт-таймером, графиком приливов, фазами Луны, пятью будильниками, солнечным азимутом, автоподсветкой и батарейкой на 10 лет за €40.

Для одиночных переходов Атлантики, например, будут цениться несколько будильников и разные виды таймеров. А вот отличная читаемость в любое время суток и под любым углом важна для всех часов. Еще одно требование – обтекаемость часов и малая толщина корпуса. Так что самые большие Джи-Шоки, очевидно, не лучший выбор для работы с такелажем.

Не хочется обсуждать споры о том, что в механических часах есть жизнь или даже душа, а кварц – это бесчувственный робот. Это антропоморфизм чистой воды. Часы в море – это, прежде всего, надежный инструмент, а потом уже всякие сантименты. Однако, несмотря на мою любовь к механике, я хочу напомнить авторам подобных утверждений, что в основе жизни все-таки лежат электрохимические импульсы, а не вращение зубчатых колес, если уж на то пошло.

Механика может похвастаться ремонтопригодностью и полной автономностью, ведь даже часы на солнечных батареях (за исключением, вероятно, Ситизен) требуют периодической замены аккумулятора – примерно раз в 10-15 лет (правда, с другой стороны, средняя рекомендуемая периодичность ТО для механики равна пяти годам, иначе они могут начать сильно врать).

Хорошие механические часы – это не одноразовый электронный прибор, поэтому их капризы и неточность можно воспринимать, как шарм.

Однако не нужно заблуждаться насчет часового искусства и ручной работы. Это было справедливо для механических часов около века назад, либо для моделей, чья стоимость исчисляется десятками и сотнями тысяч долларов. В остальном абсолютное большинство из них имеет начинку на основе серийных механизмов ETA, которые штампуются так же массово и быстро, как и микросхемы для кварцевых часов.

Такие механизмы голышом стоят от $100 до $350, но когда их помещают в ничем не выдающийся стальной корпус Breitling, то цена повышается до 3 тысяч долларов, а когда эти механизмы упаковывают в корпус Panerai, то ценник подскакивает до 5 тысяч. Кто-то же должен оплачивать рекламу, а кто, если не вы? Но с кварцем аналогичная ситуация, особенно в фешн-сегменте.

Впрочем, любые виды наручных часов при падении за борт идут ко дну почти с одинаковой скоростью, поэтому фамильные реликвии лучше оставить дома.

Очень много яхтсменов вообще не носят часы. Некоторые просто из принципа, а другие снимают их при работе с такелажем, двигателем и другим судовым оборудованием в целях безопасности, как и кольца с пальцев. В этом есть рациональное зерно. Для часов лучше не использовать сплошной ремешок (NATO), а только любой раздельный (резина, каучук), который оторвется в случае чего, не повредив руку.

Желательно, чтобы точные наручные часы все-таки на судне были, поскольку в критической ситуации они становятся частью аварийной навигационной системы. С другой стороны, если вы умеете использовать часы для навигации, то скорее всего, вы сможете определить точное время и без них.

Author: Mikhail Safronov