В Николаеве строились деревянные яхты, серийно для флота ялы, а также шлюпки различного назначения, восстанавливался и рыбопромысовый флот, строили фелюги. Весь этот разномастный малотоннажный флот был в основном деревянным. Накоплено много технологических приемов и не все еще сгинули. Об одном из них и идет речь.
Древесина как и многие другие материалы обладает памятью и эту память научились использовать наши предки в судостроении. Технологические секреты передавались из поколения в поколение. Авторы их потеряны во тьме веков, а полезность актуальна и поныне. Расскажем о простейшем, но очень эффективном способе уплотнения однослойной деревянной реечной обшивки. Технологическая схема для обшивки вгладь показана на рисунке.
Технология реализуется на самом примитивном уровне:
- При укладке поясьев обшивки соседние рейки прималковываются с припуском на обе кромки (см. поз.1).
- По соединяемым кромкам прокатываются канавки (см. поз.2) вдавливая древесину на глубину припуска. Для этого изготавливался соответствующий инструмент. Инструмент выглядел как обычный рубанок только вместо железки были установлены на одну ось стальные диски с острой кромкой. Сейчас вариантов много.
- Припуск после этого снимался с помощью обыкновенного рубанка (см. поз.3)
- После спуска на воду и забухания древесины получался герметичный замок многоразового действия (см. поз.4). Рассыхалась такая обшивка также, как и любая реечная, но зазоры между поясьями были меньше и герметичность восстанавливалась намного быстрее.
Эта технология использовалась и для клинкерной обшивки. Прокатку поясьев обшивки делали в местах перекрытия поясьев на тыльной стороне верхнего пояса и на лицевой стороне нижнего пояса. Таким образом после забухания деревянной обшивки появлялся герметичный замок.
Прокаток могло быть и более 3х в зависимости от ширины перекрытия или толщины обшивки.
Яхты с такой обшивкой не боялись рассыхания и отличались завидным долгожительством.