Опытный судовой плотник Робин Бенджамин рассказывает о своем опыте работы с тиковыми палубами и дает советы, как продлить их срок службы.
За последние 15 лет я работал на столь огромном количестве тиковых палуб, что даже не вспомню, сколько их было. Думаю, я видел все проблемы с ними, какие только существуют. Для начала, вам нужно понять, что тиковая палуба требует за собой такого же ухода, как и все остальное оборудование на яхте. Если вы следите за ней, то она прослужит вам все 20 лет и более, а если нет, то вы будете в шоке от того, как ужасно выглядят доски уже после 5 лет службы. Из-за того, что на протяжении сотен лет тиковые палубы были общепринятой нормой на флоте, они заслужили хорошую репутацию благодаря своей долговечности. Сегодня же тиковая палуба — это совсем другая история.
Сегодня вымостить палубу тиком — это самый быстрый способ поднять «класс» яхты для производителя.
Большинство палуб некачественно вымощены, доски тонкие, швы слишком узкие, а герметика в них недостаточно. Из-за того, что используется минимальное количество дерева, глубина пробки, закрывающей шпильку, к которой крепится палубный брусок, в лучшем случае достигает 3 миллиметров.
Если настил тонкий, заглушки крепежа еще тоньше и могут выскочить, если они плохо проклеены.
Герметик без достаточного размера сечения (ширины и глубины шва)может отклеиться из-за деформации древесины. Однако эти недостатки не проявят себя, если следить за тиком. Самый главный совет — мойте палубу каждую неделю. Мало кто может выделить на это время, а ведь все очень просто: если палубу не мыть, то очень скоро поверхность дерева станет серой и грязной.
Не надраивайте ее
Вот пример, как изнашивается тик в течении 5 лет регулярной чистки жесткой щеткой.
Много раз я наблюдал такое: владелец стоит на карачках в подкатанных штанах, колени красные. И правда, его палуба выглядит отлично, но только с причала. А если приглядеться, то можно увидеть борозды там, где более мягкие участки древесины были просто-напросто истерты. Представьте, что у вас есть прекрасная гладкая поверхность, как у CD, например. После того, как вы вдоволь поорудовали щеткой, вместо CD вы получили в лучшем случае виниловую пластинку. А теперь представьте, как быстро начнут стираться все выступающие неровности на мягкой доске под вашими ногами.
Есть только один правильный способ поддерживать чистоту палубы — тщательно мыть ее губкой или мягкой щеткой без агрессивных моющих средств.
Если регулярно проводить чистку, вы не сотрете палубу и в тоже время не дадите грязи въесться в дерево. Грязь только способствует истиранию досок. Если такой вариант не дает желанный результат, тогда попробуйте помыть палубу раствором щавелевой кислоты. Растворите немного кристаллов в теплой воде, но не вдыхайте пары и обязательно оденьте перчатки. После нанесения нужно смыть ее большим количеством воды. Кислота не навредит ничему на лодке, кроме вашей кожи.
Эти пятна масла и ржавчины будет трудно вывести с поверхности тика, попробуйте сделать это щавелевой кислотой.
Если даже кислота не помогла вернуть цвет, тогда остается только один способ придать желанный вид палубе, это зачистить ее. Но если хотите услышать мой совет, — продолжайте просто мыть ее губкой регулярно и не обращайте внимания на блеклый внешний вид.
По каким-то причинам никто не прислушивается ко мне. Я с радостью консультирую людей о том, как ухаживать за тиковым настилом бесплатно, учитывая то, что из-за этого у меня не будет работы. Но я все еще вижу, как вопреки всем доводам, люди надраивают свои палубы. Всегда спрашиваю у них, разве я не объяснил, что получится в итоге?
«Но выглядит отлично, — их стандартный ответ, — так в чем проблема?» Проблема в том, что со временем палуба снова станет серой и грязной, а разница будет в том, что доска станет тоньше, чем была.
Если, ходя по палубе, вы не притрете ногами все борозды и канавки, грязь набьется в них, и выглядеть это будет еще хуже. Отчистить грязь можно будет только одним способом — снова начать ее отскребать, только на этот раз вам придется действовать еще энергичнее, чтобы увидеть результат. И знаете, что потом? Вам покажется, что поверхность слишком шероховатая и вы решите, что ее нужно отшлифовать.
Отшлифуй меня полностью
Новые палубы шлифуют, тем самым выравнивая и доводя до презентабельного внешнего вида, но этим не стоит увлекаться и делать слишком часто.
Верфи с удовольствием сделают для вас эту работу, почему бы и нет? Вы увидите желанный результат, а они точно знают, что вы вернетесь.
Скоро герметик начнет выходить из пазов длинными лентами, а заглушки крепежа выпадать, открывая воде доступ к винтам. На этом этапе у вас начнутся настоящие проблемы.
Вставить заглушку на место не составит труда, но их сотни. Гораздо сложнее придется с герметиком. Часть выпадет сама, но не думайте, что так будет везде, местами он останется надежно приклеен. Вы можете сделать специальный крюк, чтобы срезать его, но в процессе он обязательно соскользнет и повредит доску, и что еще хуже — расширит паз.
На этом тонком настиле повреждена целостность герметика и угол начал разрушаться
Возможно, вам повезет и у вас получится обработать около 35% палубы фрезерной машинкой или многофункциональным виброинструментом со специальной насадкой-крюком, но с этим инструментом еще нужно уметь работать, так как легко допустить ошибку. Даже небольшое расширение шва будет выглядеть ужасно. Кроме этого, вам нужен будет шаблон для каждого участка, чтобы направить фрезер. Вся работа и подготовка к ней занимает уйму времени.
Работа сложная, если вы делаете это самостоятельно, но стоит невероятных денег, когда вы платите за нее профессионалам.
Специальный инструмент существует, но стоит ужасно много. Его могут себе позволить только специализирующиеся на тиковых палубах бригады. К сожалению владельцев, расчет оплаты специалистам переводится в часы, а на любой палубе будет уйма работы.
Что будет происходить дальше, когда вы поймете, что покрытие пришло в негодность? Вы не можете просто его снять, потому что под ним все еще хуже. Если доски были уложены изначально правильно, это означает, что их вымостили на клейкой основе и чтобы ее снять, придется поработать зачистной машинкой.
Я надеюсь, вы поняли, почему я так пропагандирую уход и предупреждение проблем для ваших тиковых палуб. Оставить их без ухода — это напрасная трата драгоценного ресурса.
Если этого вам недостаточно, чтобы начать ухаживать за настилом, посмотрите, сколько будет стоить его замена.
Стоимость тика составляет примерно £3000 за кубометр. Но вам понадобится больше, чем вы думаете. Расход значительно увеличивается из-за подрезки досок под нужный размер. Можете посчитать, сколько вам нужно досок и смело умножать на 4. Вам придется сделать фото и эскиз существующей палубы, чтобы подгонять под них доски, зачистить поверхность под настилом, и, наконец, заменить тик.
Чтобы работать было удобнее, вам придется снять вант-путенсы и следовательно мачту, а после всего установить ее назад и настроить. В целом, практически все палубное оборудование, к которому не прикасались годами, придется демонтировать. Не удивляйтесь, если большая часть крепежа не будет двигаться с места или сломается во время попытки выкрутить. Возможно, некоторые из крепежных деталей были специально выточены или вовсе были покрыты эпоксидной смолой. Вам придется делать это не под открытым небом. Даже если есть возможность сделать неплохой навес, это все равно еще одна статья расходов. Как альтернатива, можно завести яхту в эллинг, но все стоит денег.
Перестил палубы — это колоссальная работа. Чтобы заменить настил на 9-метровой яхте, уйдет шесть недель, и три месяца — на 15-метровую яхту. Речь идет о тысячах фунтах вложений, а яхта выведена из строя, пока работы не будут выполнены.
Еще несколько моментов, которые вам нужно знать перед тем, как вы решитесь на тиковую палубу. Вес у тиковой палубы немалый, герметик, на который укладывают настил, как ни удивительно, тоже имеет немалый вес. Это не считая дерева и тысяч винтов. Но хотел бы особенно обратить ваше внимание, что на яхтах из стеклопластика, вам придется на идеально защищенной от проникновения воды поверхности сделать тысячи отверстий, чтобы закрепить тик. В основном палуба на пластиковых яхтах усилена бальзой, то есть между двумя слоями пластика проложен слой дерева. Бальза не прослужит долго, если под пластик проникнет влага, я бы сильно задумался на этот счет. Если поразмыслить, то вероятность того, что все 2 тысячи отверстий, которые вы проделаете в палубе, останутся полностью герметичными на протяжении многих лет, крайне мала.
Похоже с этой заглушкой проблема. Скорее всего она не герметична и внутри влага, а крепеж ржавеет.
Что случится, когда бальза все-таки сгниет? Я не думаю, что сверлить тысячи отверстий в палубе — это умное решение. Можно сделать настил без винтов, но это занимает больше времени и следовательно затраты будут больше.
Давайте подведем черту
С одной стороны я благодарен владельцам яхт с тиковыми палубами и самим палубам, так как это мой хлеб.
Но с другой стороны, меня разочаровывает напрасная трата времени и сил. Люди могли бы сэкономить уйму времени, избавить себя от неудобств и траты денег, если бы следили за тиком.
При этом почему-то многие не хотят вкладываться в покупку «слишком пафосного» чехла для яхты.
Да, он стоит дорого, но окупит себя с лихвой. Не только потому, что вам не придется заново укладывать палубу, но и потому, что вы сможете продать яхту дороже. Будет видно, что яхту поддерживают в надлежащем состоянии. Тик не будет подвержен влиянию солнца, воды и ветра, а гелькоут, палубное оборудование и иллюминаторы прослужат дольше. Гранд-каньон был создан такой же эрозией. Если мыслить в таком ключе, вы поймете, почему я даю этот совет.
Этот чехол на лакированной поверхности оправданная мера, но чехол на всю яхту все же лучше.
Я не могу сделать многого, изменить мир или моду, но надеюсь, что могу уменьшить ущерб, говоря правду. Сейчас вы знаете больше.
И помните, никаких жестких щеток!
Как поддерживать тик в надлежащем состоянии
Делать:
- Тщательно мыть раз в неделю;
- Использовать только губку или мягкую щетку;
- Въевшиеся пятна выводить щавелевой кислотой;
- Натянуть тент над всей лодкой;
- Восстанавливать поврежденный герметик и заглушки как можно скорее
Не делать:
- Чистить жесткой щеткой;
- Ждать, пока палуба загрязнится;
- Шкурить, как только увидите грязь.
Статья была впервые издана в июле 2007 журналом PBO.