Приобретая
яхту, многие даже и не представляют себе, что «женились» и приобрели
себе кучу приятных забот. Именно приятных забот, т.к. яхта, как и
любимая женщина требует ласки, заботы и внимания, чтобы в нее вкладывали
деньги, но и отдает Верностью и Надежностью.
Здесь мы, прежде всего, коснемся процедур ухода за яхтами с пластиковыми композитными корпусами (как наиболее распространенными), а о металлических и деревянных расскажем позже.
Сейчас наиболее распространены корпуса из стеклопластика на основе полиэфирных смол с различными технологиями формования и различными структурами армирующих материалов. О самом процессе производства таких корпусов мы расскажем отдельно, а здесь только об уходе за такими корпусами.
Самым главным слоем многослойного корпуса и палубы является слой декоративно-защитного гелькоута, который и предохраняет корпус от всех вредных воздействий внешней среды и придает ему нарядный вид.
Если правильно эксплуатировать лодку, осуществляя все профилактические мероприятия, можно продлить срок службы яхты сколь угодно долго в пределах 40-50 лет!!! А значит, и сохранять стоимость яхты на вторичном рынке долгие годы. Но это требует знаний, умений, системного подхода и усилий.
Мойка корпуса, казалось бы, простая процедура, ан, нет. Для мытья палубы и бортов яхты можно использовать специальные яхтенные шампуни (но они дороги и бывают только в яхтенных магазинах), а можно и просто автомобильные, что в 4 раза дешевле, и мыльные растворы с небольшим добавлением неедких моющих средств. Многолетний опыт эксплуатации яхт с пластиковыми корпусами подсказывает, что мыть лодку надо, как только она испачкалась (появились отдельные пятна или налет пыли и грязи, особенно жирной — он чаще бывает в городах и автодорог), а не периодически.
Здесь мы, прежде всего, коснемся процедур ухода за яхтами с пластиковыми композитными корпусами (как наиболее распространенными), а о металлических и деревянных расскажем позже.
Сейчас наиболее распространены корпуса из стеклопластика на основе полиэфирных смол с различными технологиями формования и различными структурами армирующих материалов. О самом процессе производства таких корпусов мы расскажем отдельно, а здесь только об уходе за такими корпусами.
Самым главным слоем многослойного корпуса и палубы является слой декоративно-защитного гелькоута, который и предохраняет корпус от всех вредных воздействий внешней среды и придает ему нарядный вид.
Если правильно эксплуатировать лодку, осуществляя все профилактические мероприятия, можно продлить срок службы яхты сколь угодно долго в пределах 40-50 лет!!! А значит, и сохранять стоимость яхты на вторичном рынке долгие годы. Но это требует знаний, умений, системного подхода и усилий.
Мойка корпуса, казалось бы, простая процедура, ан, нет. Для мытья палубы и бортов яхты можно использовать специальные яхтенные шампуни (но они дороги и бывают только в яхтенных магазинах), а можно и просто автомобильные, что в 4 раза дешевле, и мыльные растворы с небольшим добавлением неедких моющих средств. Многолетний опыт эксплуатации яхт с пластиковыми корпусами подсказывает, что мыть лодку надо, как только она испачкалась (появились отдельные пятна или налет пыли и грязи, особенно жирной — он чаще бывает в городах и автодорог), а не периодически.
Сначала
надо «намылить» борта и палубу мыльным раствором с шампунем и
добавлением небольшого количества моющих средств, не содержащих хлора и
абразива, но растворяющих жиры и органику. Сразу приготовьте себе пару
ведер такого раствора и лучше, если вас двое, чтобы закончить процедуру
мойки быстрее, т.к. пластик не любит, когда на нем моющие средства и
солнце. «Намыливать» можно и яхтенной шваброй, но удобнее и эффективнее
яхтенной мягкой щеткой размером, например, 30x7см. Надо не просто возить
щеткой, а потереть… ВНИМАНИЕ! Люки и иллюминаторы нельзя тереть щетками
— их моют и протирают бумажными полотенцами — это сохраняет их
прозрачность долгие годы. Постепенно добавляя в ведро с раствором чистую
воду, продолжайте «швабрить» лодку, и наконец, когда раствор
закончился, смойте все водой. Если остались пятна и грязь в
труднодоступных местах и на открытых поверхностях, берите щетку меньшего
размера, вплоть до зубной щетки, и намыливайте и оттирайте, чтобы не
осталось ничего. Если грязь не поддается, используйте «очиститель
гелькоута» и ватные тампоны. Удалите грязь и промойте все шампунем и
водой. После того, как вся грязь с корпуса и палубы удалена, разведите
авто шампунь с воском и также тщательно «прошвабрите» всю лодку, втирая
состав в поверхность. ПОМНИТЕ о люках иллюминаторах — с ними работают
этим же раствором, но бумажными полотенцами или специальной (только для
этого салфеткой). После этого скатите весь корпус водой и вытирайте его
насухо! Для этого надо взять специально для этого предназначенное ХБ
полотенце (лучше вафельное) и протереть все поверхности и детали, не
оставляя следов влаги. Помните о люках и иллюминаторах — для них
бумажные полотенца.
Вы
увидите, как шикарно выглядит ваша лодка и загордитесь результатами
своего труда. Поверхности стали не просто чистыми и защищенными от
проникновения грязи в поры, но еще и палуба стала менее скользкой. Вода
на такой поверхности будет собираться в крупные капли или просто
скатываться с наклонных поверхностей. Напомню, что капли на солнце
становятся линзами и вредят поверхности корпуса и палубы. Рекомендую
всегда держать лодку сухой, «даже в дождь»!
Как
мыть борта, если лодка стоит на воде? С «тузика» или с причала, ставя
лодку бортом то одним, то другим к причалу. Такая процедура мойки
занимает 1.5-2.5 часа и дает такой заряд бодрости Вам, что хочется еще и
внутри помыть лодку и это правильно — слушайте свой внутренний голос.
Кроме
таких процедур «помывки», я , например, 2 раза в год натираю корпус и
палубу восковой или тефлоновой автомобильными пастами, причем, вручную.
Делаю я это перед спуском яхты на воду в начале сезона и при подъеме с
воды в конце сезона. Перед натиркой пастами лодку надо просто вымыть и
просушить. Есть и специальные яхтенные полироли, но они существенно
дороже и не везде бывают.
Днище
лодки — та часть корпуса, что ниже ватерлинии. Если вы не храните яхту
на воде у причала, а просто спустили, походили и подняли, то можно
ограничиться натиркой днища восковыми полиролями. Обычно это бывает с
небольшими яхтами. А вот если яхта стоит у причала в ЯК весь сезон, то
без специального покрытия днище не защитить. Такое покрытие состоит из
специального эпоксидного грунта (обычно серого цвета), который кладут на
просто обезжиренную поверхность днища (гелькоут шкурить НЕЛЬЗЯ!, его
просто 2-3 раза протирают бумажными полотенцами, смоченными в
«очистителе гелькоута» и специальном растворителе — это все купите в
яхтенном магазине), и «необрастающего» покрытия. Лодку оклеивают
бумажным скотчем по ватерлинии и валиком наносят грунт (помните, что
грунт «живет» 20-30 минут после смешивания его компонентов). После того,
как первый слой грунта «схватился» (через 1-2 часа), наносите второй
слой (на старые лодки можно и третий слой нанести). Через сутки после
этого грунт покрывают «необрастайкой» (для парусных яхт лучше
«смываемая», т.е. растворяемая в воде), тоже валиком с промежуточным
просушиванием в 1-2 часа в 3 слоя. Для такой процедуры надо выбрать
теплый (>18*С) солнечный день или делать это в ангаре, что менее
приятно. После покрытия необрастайкой желательно через сутки лодку
поставить на воду. Окрашивается ниже ватерлинии все, кроме винта и вала,
датчиков. Необрастайка — штука вредная: не допускайте попадания ее на
кожу и в глаза.
Если
днище получило повреждение, то лодку поднимают на берег, и
«вышкуривают» ту часть днища вокруг повреждения, что с запасом не более
5-7 см. Повреждение заделывается по различным технологиям в зависимости
от самого повреждения, шпаклюется, вышкуривается, покрывается
гелькоутом, грунтуется и покрывается необрастайкой.
Если лодка старая и на днище появился «осмос» — поверхность имеет вид «сеточки», вздувается и «отколупывается» вместе с грунтом, то нужен ремонт днища. Такой ремонт возможен, но он очень трудоемок и дорогостоящ. Если будут вопросы, мы расскажем, что делать в этом случае. Помните, делая профилактику покрытий, описанных выше, вы сохраните корпус и днище на долгие годы.
От кранцев случаются потертости на борту. Не спешите их шпаклевать и вышкуривать. Промойте эти места и отполируйте восковой или тефлоновой пастой. Если на гелькоуте есть глубокие царапины, не торопитесь шпаклевать и шкурить — возьмите тонкую кисточку и после обезжиривания закрасьте царапину гелькоутом.
Если лодка старая и на днище появился «осмос» — поверхность имеет вид «сеточки», вздувается и «отколупывается» вместе с грунтом, то нужен ремонт днища. Такой ремонт возможен, но он очень трудоемок и дорогостоящ. Если будут вопросы, мы расскажем, что делать в этом случае. Помните, делая профилактику покрытий, описанных выше, вы сохраните корпус и днище на долгие годы.
От кранцев случаются потертости на борту. Не спешите их шпаклевать и вышкуривать. Промойте эти места и отполируйте восковой или тефлоновой пастой. Если на гелькоуте есть глубокие царапины, не торопитесь шпаклевать и шкурить — возьмите тонкую кисточку и после обезжиривания закрасьте царапину гелькоутом.
Когда вы поднимаете лодку при помощи строп, следите, чтобы стропы били чистыми — без песка, а иначе процарапаете себе борта.
Если Ваша яхта ходит по морю, каждый раз по приходу в Марину промывайте все поверхности пресной водой. Мойте и паруса, и веревки, и дельные вещи. Веревки, паруса, чехлы, тенты лучше мыть мыльным раствором или мягкими шампунями, тщательно промывайте и сушите их.
Если Ваша яхта ходит по морю, каждый раз по приходу в Марину промывайте все поверхности пресной водой. Мойте и паруса, и веревки, и дельные вещи. Веревки, паруса, чехлы, тенты лучше мыть мыльным раствором или мягкими шампунями, тщательно промывайте и сушите их.
Если
у вас паруса без чехлов и защитных поверхностей, то их лучше снимать с
яхты и убирать. Лучше всего паруса хранить свернутыми в трубочку.
Поверхности из натурального тика тоже требуют специального ухода. Лучше делать так: в конце сезона, когда лодка поднята и вымыта, готовится под тент или в ангар, следует промазать кисточкой сухие поверхности тика специальным тиковым маслом в 3-4 слоя и оставить до весны. Весной тщательно промойте тик шампунем до состояния, пока он перестанет пачкаться.
Поверхности из натурального тика тоже требуют специального ухода. Лучше делать так: в конце сезона, когда лодка поднята и вымыта, готовится под тент или в ангар, следует промазать кисточкой сухие поверхности тика специальным тиковым маслом в 3-4 слоя и оставить до весны. Весной тщательно промойте тик шампунем до состояния, пока он перестанет пачкаться.
Кроме
этих работ еще требуются сезонные профилактические работы по всем
системам яхты, а также консервация на зиму и весенняя расконсервация.
Как и на автомобиле, силовые агрегаты яхты (двигатель и генератор, если он есть) требуют проведения ТО — замены масел и фильтров. Надо следить, чтобы в топливном танке не скапливался конденсат — его присутствие видно по наличию воды в сепараторе фильтра грубой очистки топлива. Очень важно, чтобы сапуны топливных баков не были «запарафинены» — тогда в баках будет создаваться разряжение, и двигатель даже может встать в самый неподходящий момент. Менять масла и фильтры лучше в начале сезона, и соблюдая регламент моторесурса.
Как и на автомобиле, силовые агрегаты яхты (двигатель и генератор, если он есть) требуют проведения ТО — замены масел и фильтров. Надо следить, чтобы в топливном танке не скапливался конденсат — его присутствие видно по наличию воды в сепараторе фильтра грубой очистки топлива. Очень важно, чтобы сапуны топливных баков не были «запарафинены» — тогда в баках будет создаваться разряжение, и двигатель даже может встать в самый неподходящий момент. Менять масла и фильтры лучше в начале сезона, и соблюдая регламент моторесурса.
Самые простые рекомендации по консервации систем на зиму такие:
подняли лодку на кильблок;
сняли крышку с фильтра всоса воды для охлаждения двигателя;
запустили двигатель, он стал выгонять воду из системы…
в этот момент заливайте в фильтр тосол до тех пор, пока тосол не потечет из системы выхлопа;
перекройте вентиль на трубе всоса и выключайте двигатель.
То же делайте с генератором, если есть.
Освободите водопроводную систему от воды:
подсоединитесь к внешней сети, чтобы не сажать аккумуляторы;
включите напорную помпу;
откройте краны и сливайте воду до тех пор, пока они не перестанут «плеваться»;
краны оставьте открытыми;
еще рекомендуют отдельно сливать воду из бойлера (но ее там почти нет) и разъединять разъемы трубопроводов (но они все пластиковые и там почти нет воды)/
Если мачта стоит с мачтой, ослабьте все тальрепы на 3-5 оборотов. Перед подъемом промойте гальюн специальными моющими средствами. После поднятия залейте в гальюн и помпы откачки воды из трюма и душа тосол и немного прокачайте. Прежде, чем закрывать лодку на зиму, просушите все внутри и промойте, что можно -выньте и просушите на солнце. Лодка должна так стоять на кильблоке, чтобы все ее части были «подперты» и не висели в воздухе и корпус не деформировался. Да, вот еще что: в люках и иллюминаторах стоят уплотнительные резиновые прокладки, их надо смазывать силиконовой смазкой, иначе они прилипают и разрываются, делать это надо 2 раза в год. Еще, проверяйте биение подшипника вала винта, если у вас не колонка, и уровень масла в редукторе. Очень важный узел — крепление киля к днищу, его надо осматривать и снаружи на наличие трещин, и изнутри, где болты крепления, но перетянуть, — значит все испортить!
Очень ответственный момент — проверка рулевого механизма и его профилактика. Все это надо делать в начале сезона. С опытом эксплуатации яхты Вы узнаете столько премудростей… В хороших руках яхты живут долго. Если вы не в состоянии сами выполнять все эти работы, обратитесь к специалистам.
подняли лодку на кильблок;
сняли крышку с фильтра всоса воды для охлаждения двигателя;
запустили двигатель, он стал выгонять воду из системы…
в этот момент заливайте в фильтр тосол до тех пор, пока тосол не потечет из системы выхлопа;
перекройте вентиль на трубе всоса и выключайте двигатель.
То же делайте с генератором, если есть.
Освободите водопроводную систему от воды:
подсоединитесь к внешней сети, чтобы не сажать аккумуляторы;
включите напорную помпу;
откройте краны и сливайте воду до тех пор, пока они не перестанут «плеваться»;
краны оставьте открытыми;
еще рекомендуют отдельно сливать воду из бойлера (но ее там почти нет) и разъединять разъемы трубопроводов (но они все пластиковые и там почти нет воды)/
Если мачта стоит с мачтой, ослабьте все тальрепы на 3-5 оборотов. Перед подъемом промойте гальюн специальными моющими средствами. После поднятия залейте в гальюн и помпы откачки воды из трюма и душа тосол и немного прокачайте. Прежде, чем закрывать лодку на зиму, просушите все внутри и промойте, что можно -выньте и просушите на солнце. Лодка должна так стоять на кильблоке, чтобы все ее части были «подперты» и не висели в воздухе и корпус не деформировался. Да, вот еще что: в люках и иллюминаторах стоят уплотнительные резиновые прокладки, их надо смазывать силиконовой смазкой, иначе они прилипают и разрываются, делать это надо 2 раза в год. Еще, проверяйте биение подшипника вала винта, если у вас не колонка, и уровень масла в редукторе. Очень важный узел — крепление киля к днищу, его надо осматривать и снаружи на наличие трещин, и изнутри, где болты крепления, но перетянуть, — значит все испортить!
Очень ответственный момент — проверка рулевого механизма и его профилактика. Все это надо делать в начале сезона. С опытом эксплуатации яхты Вы узнаете столько премудростей… В хороших руках яхты живут долго. Если вы не в состоянии сами выполнять все эти работы, обратитесь к специалистам.
Источник: thenavisor.com