С тех пор как Yanmar прекратил производство своих подвесных 35-сильных моторов, эта ниша рынка оставалась вакантной. Спрос на такого рода моторы наблюдается со стороны владельцев супер-яхт и военных, что объясняется большей по сравнению с бензиновыми моторами безопасностью, топливной совместимостью с двигателем базового судна и, возможно, экономичностью. В настоящий момент многие производители ведут разработки в данном направление и похоже, что тот день, когда рынок получит достаточное количество подвесных дизельных моторов уже близок.
Немного истории
Несмотря на то, что дизельные моторы используются давно и, в частности для морских судов, никто из основных производителей не выпускал серийных подвесных моторов. Помимо Yanmar, которая наладила производство 27 и 36-сильных моторов, рынок подвесных дизелей был представлен небольшими компаниями и инженерами-энтузиастами.
Amarc 10 стал первым и до недавнего времени единственным небольшим подвесным дизельным мотором, производимым в США. Производство данной модели было начато в 1960-61 гг компанией American Marc Company Инглвуд, Калифорния. Это был дизельный 2-цилиндровый опозитный мотор с водяным охлаждением. Объем 21,5 дюйма (около 55 см3) позволял развивать 9.25 л.с. при 3500 оборотах в минуту. Расход топлива при максимальной нагрузке 3/4 галлона (менее 3 литров) в час.
Amarc 10 стал первым и до недавнего времени единственным небольшим подвесным дизельным мотором, производимым в США. Производство данной модели было начато в 1960-61 гг компанией American Marc Company Инглвуд, Калифорния. Это был дизельный 2-цилиндровый опозитный мотор с водяным охлаждением. Объем 21,5 дюйма (около 55 см3) позволял развивать 9.25 л.с. при 3500 оборотах в минуту. Расход топлива при максимальной нагрузке 3/4 галлона (менее 3 литров) в час.
Для запуска мотора в морозные дни были предусмотрены свечи накаливания. Пуск был только электрическим и не дублировался ручным стартером. По мнению различных экспертов того периода крутящий момент данного мотора позволял его сравнивать по своим характеристикам с 14-сильным бензиновым эквивалентом. При этом вес мотора без аккумулятора составлял 135 фунтов (около 61 кг), что соответствовало 40-сильном бензиновому Johnson того периода.
В одной из статей журнала Boating от 1960 года указывалось, что American Marc Company довела производство Amarc 10s до 4000 единиц в месяц, но есть ощущение, что за весь период производства не было выпущено и 10% заявленного количества.
В настоящее время, не менее 10 компаний по всему миру налаживают и развивают производство подвесных дизельных моторов. Ниже приводим краткую информацию по некоторым из них.
Neander Shark
Немецкая Neander Shark, которая в течение последних 6 лет активно занималась разработкой дизельного подвесного мотора заявила, что начнет серийное производство и продажи в середине 2016 года. По заявлениям представителей компании производство будет начато с 50-сильной модели, котороя в будущем будет доведена до 75-ти лошадиных сил. Компания ожидает, что продажи этого двигателя составят около 5000 единиц в год.
Впервые о подвесном дизеле Neander было объявлено два года назад. Изначально он разрабатывался для использования на мотоциклах. Это двухцилиндровый, четырехтактный опозитный, двигатель объемом 800 см3 с турбонаддувом и водяным охлаждением. По заявлениям производителей мощность мотора будет сопоставима с 70-сильным бензиновым эквивалентом за счет крутящего момента на низких оборотах, а расход при этом будет в 2 раза ниже. В настоящий момент более десятка опытных образцов находятся на ходовых испытаниях. Если все пойдет по плану, уже в следующем году мы увидим первые серийные образцы. www.neander-shark.com
Cox Powertrain
Новая концепция дизельных агрегатов, которая могла бы изменить понятие подвесных моторов, получила значительную поддержку Министерства обороны Великобритании. Концепция двигателя Cox Powertrain основана на применении наддува в двухтактном опозитном двигателе с центрально расположенным инжектором. Разработчики обещают соотношение мощности к весу сопоставимые с бензиновыми двигателями, а также снижение расхода топлива в два раза по сравнению с актуальными дизельными моторами. Новшеством мотора является отказ от коленвала и использование жестко скрепленных с поршнями шатунов. Таким образом разработчики добиваются компактности и снижения веса, но оборотной стороной этой медали является значительное снижение ресурса. Блок цилиндров разработан в виде модуля, который может быть объединен с другими подобными модулями для увеличения объема и, соотвественно, мощности с 200/300 л.с. до 700 л.с. или более. www.coxpowertrain.com
VM V6
Итальянский производитель двигателей VM Motori S.p.A. в тайне от всех разрабатывает V-образный 6-цилиндровый дизельный мотор. Предполагается, что это будет 3-литровый дизельный агрегат с турбонаддувом, который изначально планировался для использования на автомобилях. В автомобильном исполнении двигатель развивал 250 л.с. Классическая компоновка с 2-мя распределительными валами и 24-мя клапанами делает агрегат достаточно компактным, но еще не известно насколько удачным окажется вертикальное расположение блока. Что ж, пожелаем удачи итальянцам и будем надеяться, что почти 70-летняя история фирмы позволит им выпустить достойный продукт. www.vmmotori.com
Mercury Optimax
Mercury Optimax является вторым в линейке дизельных моторов Mercury. 2-тактный с прямым впрыском двигатель разработан по заказу министерства обороны США и рассчитан на работу на дизельном топливе с низким содержанием серы, которое доступно в любом уголке света.
3.0-литровый V-образный дизель мощностью 175 л.с. на 95% состоит из компонентов своего бензинового предшественника, что дает надежду на его долгое и беспроблемное использование. www.mercuryracing.com
Новозеландские дизельные моторы
Также в атмосфере секретности конструкторы из Новой Зеландии последние пять лет занимаются разработкой своего подвесного дизельного двигателя. За основу взят 4-цилиндровый блок BMW к которому присоединили среднюю часть подвесного мотора Honda. Есть информация, что мотор успешно прошел стендовые испытания, и сейчас разработчики готовят его к испытаниям в открытом море.
На стадии разработки конструкторы столкнулись с определенными сложностями по электронной части а также при установке в вертикальном положении блока цилиндров BMW, который изначально был расположен горизонтально. По словам представителя компании, в настоящее время все проблемы преодолены и разработчики ожидают в ближайшее время получить полноценный подвесной мотор мощностью 200-250 л.с.
Barrus
На первый взгляд может показаться что это обычный бензиновый Mercury, но это не совсем так. На самом деле инженерам Barrus пришлось его серьезно доработать чтобы мотор стал полноценным 3-литровым агрегатом на дизельном топливе. В итоге получился гибрид, который несмотря на смену топлива использует свечи зажигания. В настоящее время данная модель доступна только для военного использования. Для данной модели была разработана уникальная двухступенчатая система прямого впрыска. Также, для достижения переменного угла зажигания пришлось серьезно доработать блок цилиндров. Интересно то, что двигатель помимо дизельного топлива может работать и на авиационном керосине и на бензине. Barrus выпускает два дизельных подвесных мотора: 2-цилиндровый на 44 л.с. и 6-цилиндровый V-образный на 185 л.с. www.barrus.co.uk
Cimco Oxe Diesel
Cimco Marine Diesel разработала первый в мире высокоэффективный подвесной дизельный мотор. Инновационный дизайн коробки передач на ременной передаче, уникальные теплообменники, спроектированные для работы в морской воде, интеркулер и турбина позволили получить на винте 200 л.с. от стандартного 2-литрового дизеля General Motors. Конструкторам удалось вывести все точки технического обслуживания на переднюю часть двигателя, так что техническое обслуживание и ремонт может быть выполнен даже на воде. В настоящий момент начаты продажи 200-сильной модели, но производитель не остановился на этом и разрабатывает дополнительные агрегаты как большей так и меньшей мощности. www.oxediesel.com
Вместо послесловия
Если все вышеуказанные дизельные агрегаты дойдут до массового производства, рынок подвесных лодочных моторов изменится бесповоротно. Удивительно то, что до настоящего времени ни один из крупных производителей подвесных моторов, за исключением Mercury, не участвует непосредственно в развитии этого направления, либо это очень хорошо скрывается. Помимо Oxe Diesel, которые уже начали продавать свою продукцию, хорошие шансы на успех имеют Cox Powertrain, что связано с серьезностью источника финансирования. В ближайшее время мы узнаем насколько успешным станет проект Neander Shark, которые, судя по всему, достаточно близки к выходу на весьма специфичный рынок подвесных моторов.
Что касается конструкторов из Новой Зеландии, с большой долей вероятности можно предположить, что они столкнуться с трудностями в реализации своей продукции, поскольку востребованность дизельных моторов в сфере досуга, характерной для этого региона, значительно ниже, чем в коммерческих и военных областях. Хорошим подспорьем могут стать прогулочные лодки супер-яхт, для которых топливная совместимость с основным двигателем может стать решающей.
Вероятнее всего, уже в ближайшее время мы с вами увидим на практике, насколько оправданы расходы на разработку этого направления и насколько обоснованно традиционные производители подвесных моторов игнорировали данный сегмент.
Автор: Oleg Margina