16.03.2015

Где собака зарыта: 20 мифов о яхтинге

Миф первый: Озера не штормит  

Близость берегов и относительная мелководность озер создают ложное ощущение безопасности. Между тем, как раз из-за небольших по сравнению с океанами размеров, волны на озерах выше при одинаковой силе ветра. А главное, длина волны в океане гораздо больше, чем длина волны на озёрах и водохранилищах. Если на океанской волне высотой в три метра вы просто идете вверх, как поднимаясь на автомобиле к вершине пологого холма, то на двухметровой волне большого озера сначала нос лодки задирается к небу, а после гребня яхта просто падает вниз форштевнем, зарываясь в воду. А близость берегов лишь усиливает этот эффект. Считаете, что на озерах спокойно? Попробуйте походить там на своей яхте в плохую погоду. Но сначала немного почитайте о том, как формируются волны.

Миф второй: У парусников всегда преимущество 

Шкиперы парусных лодок уверены, что их всегда должны пропускать. На самом же деле, когда парусник идет под двигателями, он превращается в обычную (к тому же и маломощную) моторку и теряет преимущество.

Миф третий: Перед зимовкой лодку надо полностью заправить  

На самом деле большинство верфей не рекомендует так делать. Существует мнение, что полностью заполнив бак горючим, вы вытесните из него лишний воздух и сократите количество конденсата. Так оно и было, пока бензин не начали щедро разбавлять этанолом. С одной стороны, этанол гигроскопичен и абсорбирует воду. С другой – если в топливо попадет слишком много воды, то произойдет фазовое разделение: этанол вымоется из горючего вместе с октановым числом и водой. Тогда весной вместо бензина в баке вас будет ожидать ни на что не годная жижа. Придется нанимать специалистов, чтобы её оттуда вычистили.

Миф четвертый: Турбированные лодки — это, считай, самолеты  

Если вы считаете, что на всех газотурбинных лодках стоит двигатель от самолета и водометный движитель, то вас ждет разочарование. Большинство газотурбинных двигателей, используемых при строительстве яхт, позаимствованы у обычных вертолетов. Вся мощность от такого двигателя передается на обычные винты посредством стандартной трансмиссии. В скоростных глиссерах это Z-образный привод на прямой вал, а в катамаранах для гонок в открытом море типа 50-футовогоMysticMissGeico используется BPM-привод с частично погруженным винтом.

Миф пятый: Чем больше у винта лопастей, тем быстроходней лодка  

Если не принимать во внимание реактивные монстры, вроде Spirit of Australia, то самые быстрые лодки на нашей планете – это гоночные глиссеры с сверхмощными бензиновыми двигателями и двухлопастными винтами. Что не мешает им разгоняться до 300 км/ч. В книгеTheNatureofBoats дизайнер Дэйв Герр (DaveGerr) называет однолопастные винты наиболее эффективными, но предупреждает, что такие винты будут вибрировать, как сумасшедшие. Чем больше лопастей — тем меньше вибрация, но, увы, будет ниже и скорость.

Миф шестой: Гонщики на быстроходных катерах опаснее всего  

По данным береговой охраны США, скорость находится на третьем месте после алкоголя и наркотиков в списке основных факторов, вызывающих происшествия и жертвы на воде. Лодки со стационарными и подвесными двигателями чаще попадают в аварии, чем лодки, оборудованные моторами с поворотно-откидной колонкой (Sterndrive). Как следует из яхтенных каталогов, подавляющее большинство скоростных пауэрботов комплектуется именно двигателями с Sterndrive, так что утверждение о том, что именно они виновники большинства столкновений, по меньшей мере, спорно.

Миф седьмой: Нельзя допускать, чтобы уровень топлива снизился больше, чем на половину 

Существует опасение, что в противном случае топливная система лодки будет засорена осадком из различных загрязняющих веществ со дна бака. Они попадут в двигатель, и это приведет к его выходу из строя. Так вот знайте: система подачи топлива устроена так, что насос всегда забирает горючее из нижней части бака, поэтому мотор вашей лодки всегда получает топливо с самого дна. И до сих пор, как видите, работает.

Миф восьмой: Этанол разрушает двигатели  

Судовые двигатели без проблем работают на бензине класса Е10(топливная смесь из 10% безводного этанола и 90% бензина), то есть они могут сжигать его без вреда для себя. Проблемы возникают, если топливо хранится в баке больше месяца. В этом случае может начаться химическая реакция, называемая фазовым разделением. Когда уровень абсорбируемой из воздуха воды в Е10 достигнет определенного процента, этанол отделится от бензина и образует слой на дне бака. Оставшееся топливо немного потеряет свое октановое число, что может нанести определенный вред двигателю. Однако еще более опасна жижа, оседающая на дне бака. Она незамедлительно разрушит двигатель при попадании в него. В общем, содержащийся в бензине этанол сам по себе не уничтожает мотор. А вот долго хранящееся топливо с повышенным содержанием этанола – может.

Миф девятый: Килеватость — главный показатель, определяющий ходовые качества 

Килеватость днища, безусловно, важный фактор в мореходных качествах скоростного катера, но это еще далеко не всё. Немалую роль играет отношение длины по ватерлинии к ширине. Более широкая лодка на высокой скорости при взлёте с гребня одной волны и входе в другую набегающую волну получает значительный удар из-за большей площади соприкосновения с водой. Что приводит к падению скорости, а уж про комфорт такого плавания можно и не говорить. Поэтому все гоночные катера, соревнующиеся меж собой в оффщорном классе, имеют большое относительное удлинение корпуса. Посмотрите на знаменитые Cigarette, и вам всё станет ясно!
Как обводы корпуса, так и точная развесовка, оптимизирующая нагрузку на днище, а также выверенная длина по отношению к водоизмещению, являются другими немаловажными факторами, определяющими ходовые качества. Баланс всего вышеперечисленного – ключ к быстрому и комфортному ходу лодки на волнении.

Миф десятый: Яхтинг — это дорого  

Один сезон катания на лыжах в Киллингтоне, Вермонт, для семьи из четырех человек стоит около $4 тыс. По сравнению с этим $2,5 тыс за сезон катания на лодке выглядит не так уж и дорого. Гольф? Сезонный билет на одного человека в популярном гольф-клубе в Южном Мэне обойдется в $1440. Умножьте на четыре – и получите кругленькую сумму, которую ваша семья потратит на эту игру.

Миф одиннадцатый: Четырехтактные подвесные моторы экономичней, чем двухтактные 

Чтобы питать лошадиные силы, вам надо сжигать топливо. Все сравнения обычно делаются между старыми карбюраторными двухтактниками и новыми четырехтактными моторами с системой впрыска топлива. В этом случае экономия топлива происходит благодаря более совершенной подаче бензина, а не благодаря количеству оборотов в рабочем цикле. Сравните современные двухтактные моторы типа EvinrudeE-Tec и современные четырехтактные, и разница будет не столь значительной.

Миф двенадцатый: Навощите дно лодки — и она будет лучше плавать  

Когда я еще был гонщиком, на пит-стопах обязательно оказывались ребята, рекламировавшие чудесный воск, способный разогнать лодку быстрее, чем когда-либо. Но никто на это не покупался. Многие гонщики обнаружили, что шероховатое днище лучше для скоростных характеристик, чем гладкое: воздух, скапливающийся в неровностях поверхности, позволяет снизить трение корпуса о воду. «Шлифовка дна лодки, направленная в какую угодно сторону, кроме как спереди назад, увеличивает ее скорость», — считает чемпион мира Гэри Бал (Gary Ballough). Он использует технику шлифования под названием «штриховка», при которой «штрихи» шлифования скрещиваются под углом 45 градусов.

Миф тринадцатый: Нельзя хранить аккумуляторы на бетонном полу  

Бетон, дерево, ворсистый ковер…Без разницы, на какой поверхности вы храните аккумуляторы. Пластиковый корпус изолирует платы. Этот миф восходит к тем временам, когда корпус аккумуляторов был сделан из резины. Резина была немного пористой, поэтому влага, присутствовавшая на цементном полу, могла привести к утечке. Современные пластиковые корпусы лишены какой бы то ни было пористости.

Миф четырнадцатый: лодки с V-образным корпусом маневренней катамаранов 

Те, кто верит в этот миф, никогда не ходили на высокоскоростном катамаране типа Skater, MTI или DCB. По сравнению с лодками, у которых корпус имеет форму глубокого V с поперечными реданами (например,Cigarette, Fountain или OuterLimits), катамаран гораздо маневренней и быстрее разгоняется. Чтобы получить более ясное представление о том, на какое ускорение способны моторные лодки, можете покататься на катере с туннельным типом корпуса и подвесным двигателем (только обязательно с опытным пилотом). Эти лодки меняют направление быстрее, чем политики свою позицию во время предвыборной кампании.

Миф пятнадцатый: Вам не пришвартовать лодку с приводом Арнесона  

«Когда я думаю о приводе Арнесона, я сравниваю его с катером, оборудованным подвесным двигателем NumberSixesот именитогоMercuryRacingили любым другим мотором с частично погруженным винтом – они швартуются у пирса похожим способом», — говорит многократный чемпион мира и совладелец верфи TNTCustomMarine Джон Томлинсон. Чтобы получить лучшую управляемость во время движения задним ходом, надо при помощи дистанционного управления просто опустить винт глубже в воду.
Миф шестнадцатый: На лодке безопаснее во время движения, чем на причале
Лодке на причале грозит только одна переменная — погода. Пока швартовые и кранцы на месте, лодка спокойно переживет волны и ветер, ни разу не столкнувшись с другим судном и не налетев на подводный риф. Безопасность лодки и экипажа на ходу зависит от искусности ее шкипера и шкиперов других лодок, встречаемых на пути.
Миф семнадцатый: В ясный день с лодки видно на 5 миль вперед
Простая тригонометрия разрушает этот миф. Мы знаем, что радиус Земли составляет 3440 морских миль. Мы должны учитывать это, а также «высоту глаза» — как высоко над уровнем моря находится наша голова, когда мы стоим на палубе. Чтобы рассчитать, сколько миль горизонта вы видите, нужно высчитать квадратный корень из «высоты глаза». Если ваши глаза находятся на уровне 6,6 футов от поверхности моря (это среднее значение для человека, стоящего на палубе), то вы увидите 2,5 мили горизонта. Поднявшись на мостик, вы будете видеть 3,6 мили.

Миф восемнадцатый: Нержавеющая сталь — наиболее коррозийно стойкий металл  

Вы никогда не задумывались, почему верфи используют бронзу или пластик ниже ватерлинии, а не нержавеющую сталь? Нержавейке для того, чтобы противостоять коррозии, нужен контакт с кислородом. Влажное микропространство в том месте, где фурнитура проходит внутри корпуса, представляет собой среду, обедненную кислородом, и в этой среде нержавеющая сталь легко ржавеет в результате процесса, известного как щелевая коррозия. Все мы видели буксирные кольца из нержавейки, находящиеся выше ватерлинии и заржавевшие изнутри.

Миф девятнадцатый: Приливы и отливы уходят и приходят  

Все слышали о приливах и отливах, но не все понимают, что на самом деле это одна и та же очень длинная волна. Когда гребень волны достигает определенного места, мы получаем прилив. Отлив — это низшая точка спада той же волны.

Миф двадцатый: Те, кто выходят в открытое море с одним двигателем, пожалеют об этом 

Поговорите с рыбаком или владельцем круйзера, которым пришлось дрейфовать по течению из-за отказа единственного мотора, и получите подтверждение этому утверждению. Но учтите, что наличие нескольких моторов вас не спасет, если будут проблемы с топливом или вы налетели на что-то. Коммерческие рыбацкие лодки, буксиры и другие рабочие суда имеют только один двигатель и успешно выходят в море. В чем их секрет? В хорошем обслуживании.

Источник: itboat.com