Модная в этом сезоне тема катамаранов получила свое подтверждение и продолжение на специализированной выставке многокорпусных судов "International Multihull Boatshow" в городке Grand Motte во Франции.
Выставка традиционно собрала значительную часть производителей и любителей многокорпусных судов в одном месте. Это очень удобно и можно было сравнить разные модели буквально рядом на соседнем причале.
Вообще мои клиенты, с которыми мы были на выставке, были изначально заинтересованы в новой модели катамарана Dufour-48, первый корпус которого еще строится, но верфью уже получено более десятка заказов «по картинке», таким образом клиенты выразили свое доверие дизайнеру Umbert Felci и верфи Dufour, которые давно известны своими круизными и гоночными яхтами.
Не скрою, что поехал с клиентами не выставку и со своим интересом, хотя я и не являюсь фанатом катамаранов, но после нескольких запросов, когда ты нам сделаешь парусный катамаран, как мы хотим, я призадумался, а почему бы и нет, поэтому поехал посмотреть живьем, что творится в этом мирке, может придут какие-то свежие мысли. Тем более строить теперь есть где, качество на самом высоком уровне, сроки хорошие, ну и цены не малые соответственно. Будем анализировать, отбрасывать лишнее, оставлять лучшее, ну и немного идей приложим, чтобы получилось как говорят, сделано с умом.
Выставка традиционно собрала значительную часть производителей и любителей многокорпусных судов в одном месте. Это очень удобно и можно было сравнить разные модели буквально рядом на соседнем причале.
Посетителей было достаточно много, не толпы как в Дюссельдорфе конечно, но публика в основном целевая, которая приехала специально посмотреть новинки и возможно выбрать себе новую лодку.
Естественно основная масса посетителей была из Франции, но нередко звучала и английская, испанская или русская речь.
Вообще покупатели катамаранов это особая специфическая группа клиентов, которая занимает некоторую нишу между большими моторными яхтами 20-25 метров и парусными яхтами 12-15 метров. С одной стороны покупать 20 метровую моторную яхту и потом платить немалые деньги за каждый выход в море, причем фактически от заправки до заправки, на это не у всех есть желание, да и средств не всем хватит.
С другой стороны парусная однокорпусная яхта, даже достаточно большого размера, уступает катамарану по комфорту и объему помещений, да еще обычная яхта и кренится, надо уметь ей управлять, в общем не очень для этих клиентов.
Получается что парусный катамаран, не беря в расчет гоночных океанских монстров, является интересным плавсредством для проживания или летнего отдыха определенной группы клиентов.
Это конечно не значит, что парусные катамараны не пригодны для дальних плаваний, но они имеют некоторые нюансы, которые надо учитывать в своих планах. Есть немало владельцев, которые совершают кругосветные плавания и пересекают океаны, но если посмотреть на якорные стоянки в отдаленных точках мира, то в основном это однокорпусные яхты, причем не современный мейнстрим.
Большинство круизных парусных катамаранов посредственно лавируются, грузоподъемность несколько меньше чем у парусных яхт, небольшой период качки на волне, небольшой клиренс моста, бывает не всегда комфортно в океане. Ну и расхожий мем «катамараны переворачиваются» обсуждать не будем, как не очень актуальный для большинства пользователей, которые в основном используют катамаран как летнюю дачу.
Как известно парусные катамараны очень популярны у чартерных компаний по понятным причинам, дорого и много кают, большой кокпит, малая осадка, простота маневрирования в порту, практически нет крена и неплохие ходовые характеристики на попутных ветрах, а в лавировку особо и не надо.
Но вернемся к выставке, дилеры производителей активно работали с потенциальными клиентами на всех языках и иногда несли в лучшем стиле глянцевых яхтенных журналов, что успешно воспринималось потенциальными покупателями, многие их которых были в общем новички и собирались покупать именно катамаран, так как он наиболее приближен по сути к московской квартире.
Другие дилеры рассказывали о проводках шкотов в кокпит, выдвижных швертах и карбоновых мачтах, однако эти вопросы были интересны в основном французским клиентам, которые могут это оценить.
Перечислять все представленные модели, их достоинства и недостатки в рамках небольшой обзорной статьи нет смысла, поэтому остановлюсь лишь на некоторых моментах.
Например интересное решение было показано немецкой компанией Futura Yacht Systems , парусный катамаран со сдвижными поплавками, что позволяет уменьшать ширину от 7.98 до 4.93 метра, это не только оригинально, но и удобно при стоянках в маринах, собственно это продолжение модного тренда на откидные балконы в мире суперяхт.
Оригинален по своему и единственный тримаран Neel-51, это новая модель после очень успешного предшественника Neel-45. Несмотря на меньший объем помещений в поплавках, по сравнению с катамаранами, планировка получилась достаточно просторной.
Если катамаран имеет максимальный восстанавливающий момент на 12 градусах, то у тримарана этот угол около 27 градусов.
Фактически это однокорпусная яхта с боковыми поплавками, осадка оставляет 1.8 метра, основной вес сконцентрирован достаточно низко в центральном корпусе, тримаран идет гораздо мягче на волне, особенно в лавировку и не испытывает резкой качки, чем страдают большинство круизных катамаранов.
Практически все оборудование и двигатель расположены в одном техническом отсеке около миделя, это не только хорошо с точки зрения остойчивости, но и очень удобно для обслуживания.
Еще один катамаран Slyder-49 по проекту немецких компаний iYacht GmbH и HENN Project GbR, но строится он в Китае. Катамаран оставил хорошее впечатление своей продуманностью, качеством изготовления и оборудованием, все есть, но ничего лишнего. Тут и сендвичевый корпус с вакуумным формованием на винилэстеровой смоле, гнутые шверты, практичная проводка такелажа и удобный салон.
По сути не новое, но теперь уже нередко используемое решение по замене приборов или картплоттеров на планшеты с установленными навигационными приложениями, как это сделано на Slyder-49 на навигационном посту.
Конечно нельзя обойти стороной крутейший, не побоюсь этого слова, катамаран McConaghy MC50CAT по проекту Ker Yachts Design. Это настоящая ракета среди всех представленных катамаранов, при этом хороший стильный дизайн, соответствующий концепции лодки - очень быстрый круизер для понимающих и опытных владельцев, имеющих средства на это.
Эта лодка была номинирована на награду "Катамаран 2018 года" и я считаю есть за что. Кроме дизайна и эффективного вооружения, это очень прочный и надежный океанский катамаран, не даром только у него есть сертификат регистра Bureau Veritas, а не просто стандартный RCD CE, как все остальные. Это катамаран спроектированный и построенный океанскими гонщиками для таких же любителей скорости, но с необходимым комфортом.
Приятное впечатление оставил новый Leopard-50, практичная планировка, достойный уровень качества отделки, второй носовой гостевой кокпит и удобный флайбридж. По заявлению дилера корпус сделан с использованием винилэстеровой смолы и все переборки приформованы к обшивке, что конечно является плюсом в мире современного мейнстрима.
Модный тренд на катамараны не оставил в стороне и "алюминищиков", французская Ovni представила концепт-проект своего будущего OVNICAT48, естественно из некрашенного алюминия. Первый корпус планируется представить на этой выставке в следующем году, но уже есть заинтересованные клиенты, которые даже внесли аванс за будущую лодку,будем надеяться, что реалии их не разочаруют.
Хотя была представлена только модель катамарана, но мы продуктивно пообщались с техническим директором верфи, который профессионально ответил на все интересующие вопросы, а не пересказывал рекламные буклеты. В результате договорились посетить новую верфь и посмотреть новый катамаран в процессе достройки и после этого сделать заказ, возможно внеся некоторые изменения.
Собственно катамаран хоть и спроектирован во Франции, но фактически строится в Италии, на верфи, которую группа Dufour специально купила для производства катамаранов и куда перенесла все свои технологии. Это очень удобно для большинства клиентов, так как сдача готовых лодок будет в северной Италии и не надо перегонять через Бискай и вокруг Испании или из Южной Африки, таким образом клиент получает действительно новую лодку и можно сразу идти в популярные места базирования на Средиземном море, в Хорватии, Италии или Франции. Вполне адекватна и цена в 490.000 евро за лодку от известного производителя, это тоже привлекло клиентов к новой модели от Dufour. Также я предлагаю клиентам туристическую регистрацию под испанский флаг без оплаты НДСа и временного ввоза, что удобно для нерезидентов, покупающих новую яхту в Европе.
Много и других моделей катамаранов было представлено на выставке, каждая из них имела свои плюсы и минусы, но выбор делает покупатель, вернее в данном секторе, его жена.
Было показано несколько не очень новых, но интересных дивайсов в разделе оборудования яхт.
Электрическая ручка ElWincher для шкотовых лебедок, в приницпе хорошая альтернатива вместо установки электрических лебедок, можно использовать на любой яхте, без больших финансовых расходов.
Продолжают изобретать различные приспособления для управления парусами, в виде закруток в мачту, в гик или в данном случае на гик, однако по соотношению практичность-цена, еще никто не придумал ничего лучше старого доброго lazy-jack.
Все более широко применяются различные вариации колец для проводки такелажа, вместо традиционных блоков, это просто, дешево и не требует дополнительного ухода, а работают не хуже, чем блоки в некоторых системах.
Не менее модная тема электродвижения, была представлена компанией Oceanvolt, которые специализируются на двигателях для парусных судов. Интересная модель гидрогенератора-мотора со складным винтом, пожалуй самое инновативное решение в мире электромоторов. Но на сегодня, даже с учетом использования литиевых батарей, идея электродвижения пока не достигла простого дизельного мотора по параметрам вес-цена-эффективность-практичность. Зарядка начинается только с 6 узлов хода, в этом плане катамараны имеют преимущество для установки электромоторов, да моторов там два, удобно и для зарядки батарей и для маневров.
В заключение можно сказать, что катамаранная тема продолжает развиваться в двух основных направлениях, это плавающие дачи с элементами парусного вооружения и скоростные катамараны с комфортом современной квартиры, цена последнего примерно в 1.5-2 раза выше первого, как известно за скорость надо платить.
Другой тренд, это максимальное оборудование катамаранов различным оборудованием, несмотря на относительную надежность современных дивайсов, сама лодка стала достаточно сложным техническим объектом для обычного частного пользователя, который однако уже привык к определенному уровню комфорта в своей береговой городской жизни, поэтому главным номером телефона на борту, стал номер сервисного инженера.
Вообще перенасыщение оборудованием и электроникой исходно простых объектов, стало общей проблемой и на море и на суше, парусная яхта уже становится чем то-другим и в общем теряет свою сущность свободы плавания под парусам. Но что интересно, есть много адептов "умного дома" на парусной яхте, вплоть до дистанционного управления и сигнализации, тогда может вообще лучше заказать игровую программу "виртуальной яхты", наверно будет пользоваться большим успехом.
Не скрою, что поехал с клиентами не выставку и со своим интересом, хотя я и не являюсь фанатом катамаранов, но после нескольких запросов, когда ты нам сделаешь парусный катамаран, как мы хотим, я призадумался, а почему бы и нет, поэтому поехал посмотреть живьем, что творится в этом мирке, может придут какие-то свежие мысли. Тем более строить теперь есть где, качество на самом высоком уровне, сроки хорошие, ну и цены не малые соответственно. Будем анализировать, отбрасывать лишнее, оставлять лучшее, ну и немного идей приложим, чтобы получилось как говорят, сделано с умом.
Катамаран конечно яхта на любителя, которых становится больше и это показала эта выставка, причем выбор был достаточно разнообразный, а это в любом случае хорошо.